В среду представители Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) сообщили, что в колонии для несовершеннолетних в селе Льгово Рязанской области около тысячи воспитанниц проводят голодовку. По данным главы рабочей группы по созданию портала «ОНК.РФ» Владимира Осечкина, осужденные, которые содержатся в ФКУ «Рязанская воспитательная колония», таким образом протестуют против смены руководства.
«Они требуют вернуть им старого начальника колонии — полковника Александра Давыдова, с которым у основной массы заключенных был найден общий язык», — заявил Осечкин «Газете.Ru».
По словам правозащитника, около двух недель назад в колонию приехал замглавы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Алексей Величко и начальник УФСИН по Рязанской области Сергей Ушаков. Они сообщили воспитанницам, что рассмотрели жалобы нескольких из осужденных на Давыдова, и заявили о смене руководства колонии.
Как считает Осечкин, тем самым была «спровоцирована конфликтная ситуация в среде заключенных»: за сообщением о смещении Давыдова последовала массовая драка между воспитанницами. Правозащитник предполагает, что некоторые осужденные пострадали в драке либо от своих же товарок, либо от сотрудников администрации. «После этого около тысячи из них перестали есть и не едят до сих пор», — утверждает он.
О волнениях в «Рязанской воспитательной колонии» было известно еще до майских праздников, говорит Осечкин. По его словам, член Общественной палаты, которая курирует наблюдательные комиссии и ездит с общественной проверкой по тюрьмам, Мария Каннабих «была в курсе ЧП уже 28 апреля»: «Она подтверждает, что там что-то происходит, но информацию по просьбе ФСИН не разглашает».
Член ОНК по Тульской области Михаил Сенкевич предполагает, что причиной голодовки могло стать то, что новый руководитель учреждения, который пришел на место Давыдова, начал строже вести себя с воспитанницами. «Любой новый начальник должен закрутить гайки и показать свою власть», — сказал Сенкевич. В то же время он положительно отозвался о работе Давыдова. «Начальник отличный, общался с воспитанницами от сердца к сердцу, все были всем довольны в меру своего положения, никаких репрессий и никаких противоправных действий не применял», — рассказал Сенкевич.
Правозащитник и представитель организации по защите прав заключенных «Гулагу.НЕТ» Игорь Адамович рассказал «Газете.Ru», что информацию о голодовке неофициально подтверждают источники региональном УФСИН, в то время как официальные лица в рязанском УФСИН, по его словам, «тщательно скрывают информацию». Кроме того, Адамович добавил, что теперь голодающие угрожают порезать себе вены. Но, говорит он, проверить все это сами правозащитники не могут, так как их пока в колонию не пускают. В свою очередь, Владимир Осечкин уверен, что причиной протеста стал плохой гражданский общественный контроль в регионе. «Если бы воспитанницы знали, что после посещения колоний правозащитники будут следить за ситуацией и посещать их колонию, причин для массовых акций протеста не было бы», — считает он.
Впрочем, во ФСИН официально опровергли информацию о голодовке и беспорядках.
«Ситуация нормальная, стабильная, голодовки нет», — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» официальный представитель Федеральной службы исполнения наказаний Александр Кропин.
Получить комментарии в УФСИН Рязанской области пока не удалось.
Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов также не подтвердил слова правозащитников. Астахов взял ситуацию в Рязани под личный контроль. Но, согласно предварительным данным проверки, опубликованным на сайте омбудсмена, голодовки в колонии нет. Представительница Астахова Екатерина Мухина побывала в пенитенциарном учреждении и лично поговорила с несколькими воспитанницами. «Они рассказали, что из учреждения были уволены несколько сотрудников, к которым они привыкли, и в знак протеста несколько девочек отказались от ужина. Девочки также опровергли информацию об издевательствах со стороны персонала», — сообщается на сайте омбудсмена. Ранее в своем микроблоге в сети Twitter Астахов заявлял, что беспорядки в детских колониях должны пресекаться. «Зачинщики должны наказываться, но главная ответственность лежит на взрослых», — сообщил Астахов. Проверка в колонии продлится до 5 мая.