Страсти вокруг работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) выходят на международный уровень. Сотрудник университета Айовы, эволюционный биолог российского происхождения Денис Лавров начал сбор подписей под петицией, призывающей российское правительство приостановить работу предприятия.
«Байкал – чрезвычайно важное для всего мира озеро»,
— считает Лавров, слова которого приводит Science.
Байкал – самое глубокое и древнее пресноводное озеро на Земле. Благодаря своей уникальной экологической системе, широкому видовому разнообразию и относительной изоляции это озеро можно считать уникальной «живой лабораторией» для эволюционных исследований, отмечает Лавров. Кроме того, хорошо изученная «палеонтологическая летопись» позволяет облегчить датировку обнаруживаемых на Байкале ископаемых.
Работа БЦБК была приостановлена, так как экологические организации установили, что токсичные отходы комбината наносят большой ущерб озеру Байкал, на берегу которого находится предприятие. Однако в начале этого года этот запрет был фактически снят постановлением правительства России.
Премьер-министр России Владимир Путин подписал документ, согласно которому производство целлюлозы, бумаги и картона исключается из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Несмотря на несоответствие природоохранным нормам, БЦБК разрешено сливать отходы в озеро, а также хранить их в резервуарах на берегах.
В ответ на это постановление Денис Лавров начал сбор подписей в поддержку идеи закрытия БЦБК. «Сейчас не очень понятно, почему Путин отказался от запрета деятельности БЦБК. Некоторые его высказывания говорят о том, что он недооценивает или вовсе отрицает негативное влияние, которое комбинат оказывает на экологию в регионе», — считает Лавров.
Между тем жидкие отходы предприятия содержат диоксины – ядовитые канцерогенные вещества (именно им приписывали резкое изменение внешности экс-президента Украины Виктора Ющенко). Кроме диоксинов отходы содержат и другие губительные для окружающей среды вещества. Однако из-за большого объема воды в озере сейчас удар, наносимый среде, неочевиден. Между тем долгосрочные последствия постоянного токсического воздействия могут быть ужасающими. За примерами далеко ходить не надо – например, в реке Потомак недалеко от Вашингтона (США) загрязнение спровоцировало гермафродитизм у рыб.
Оценкой промышленного воздействия на Байкал занимаются в России несколько научных групп, однако «под давление властей им, возможно, приходится скрывать часть неутешительных результатов», считает Лавров.
Он надеется, что мнение мирового научного сообщества убедит российское правительство возобновить запрет на загрязнение Байкала и деятельность БЦБК, по крайней мере в текущей форме, будет приостановлена.
«Ученые, находящиеся в России, не могут открыто высказываться по таким вопросам», — считает Лавров.
На данный момент под петицией, адресованной президенту России Дмитрию Медведеву, подписались уже 394 человека.
Сбор подписей проходит только среди профессиональных ученых (обладающих степенью кандидата наук – PhD degree). Среди подписавшихся — жители США, ЕС, Индии, Австралии и Новой Зеландии.
Озеро Байкал входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Оно содержит около 20% всей жидкой (то есть исключая ледники) пресной воды на Земле. По разным оценкам, животный мир Байкала составляют до 2,5 тыс. видов. Более половины из них – эндемики, то есть нигде, кроме этого озера, они больше не встречаются. Это ряд байкальских плоских червей, ракообразных, рыб и пресноводных млекопитающих.
Среди жителей региона нет однозначного мнения о БЦБК. Учитывая важность комбината для трудоустройства населения Байкальска, там проходят митинги как в поддержку работы БЦБК, так и против нее.
Биолог Денис Лавров окончил Санкт-Петербургский государственный университет в 1993 году. Затем он работал в Университете Мичигана, где получил степень PhD, а сейчас работает в Университете Айовы как аssistant рrofessor. Сфера его научных интересов – филогенетика, биология митохондрий и эволюция животных.