Хотя на федеральном уровне бюджетный процесс идет относительно спокойно, в регионах губернаторы находятся под двойным прессингом. К такому выводу пришли авторы ежемесячного рейтинга социально-политической устойчивости регионов фонда «Петербургская политика». Главы регионов столкнулись с неизбежным распределением все большего количества собираемых средств в пользу федерального бюджета. «Речь идет о весьма чувствительном для многих изъятии 1% поступлений от налога на прибыль», — поясняют авторы рейтинга.
Вдобавок на региональные центры давят муниципальные власти, которые также сталкиваются с рисками неисполнения бюджетных обязательств и публично высказываются за изменение системы налогообложения.
«Регионы обескровливает экономический кризис. Плюс к этому они еще сталкиваются с требованием перечислять больше денег в федеральный бюджет. И параллельно муниципальные власти находятся в той же ситуации и обращают свое недовольство к региональным властям», — поясняет президент фонда Михаил Виноградов.
Авторы исследования отмечают, что за прошедший ноябрь несколько подобных скандалов стали публичными. По словам Виноградова, в первую очередь это произошло там, где и так есть ощутимый конфликт мэров крупных городов с губернаторами.
Например, мэр Иркутска Дмитрий Бердников призвал передать муниципалитетам 25% поступлений от упрощенной системы налогообложения (УСН), а также часть средств от налогов на доходы физических лиц. В Улан-Удэ мэр Александр Голков при поддержке депутатов горсовета призвал власти пересмотреть разделение УСН между муниципалитетами и предоставить городу бюджетный кредит на погашение долгов. Новосибирский мэр, представитель КПРФ Анатолий Локоть предложил поправки к областному бюджету, в которых настаивает на участии мэрии в обсуждении политики межбюджетных трансфертов. В Великом Новгороде под огнем критики региональных властей со стороны мэра Юрия Бобрышева оказалось было принятие городского бюджета. В гордуме предлагают создать чрезвычайный комитет для поиска выхода из сложившейся ситуации. Авторы отмечают критику региональных властей и в Московской области.
Политолог-регионалист Ростислав Туровский отмечает, что бюджетный процесс в регионах сейчас действительно проходит несколько более «болезненно», чем обычно. «Регионы-то в состоянии собрать то, что они обычно собирают. Но федеральный центр начинает на них экономить. И региональные власти вполне справедливо опасаются, что поступления сверху снизятся. Это вынуждает их закладывать большую экономию в бюджеты», — констатирует эксперт.
В свою очередь, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отметила в разговоре с «Газетой.Ru», что даже в этой ситуации большинство региональных властей «молчат как рыбы». «Тотальная лояльность — это правила игры. И поэтому не молчит только Чечня. И им на следующий год трансферты не снизятся», — говорит она. Эксперт считает, что никаких новых проблем у муниципалитетов не возникает. Они уже давно и прочно зависят от региональных властей, так как практически все их доходы уходят на региональный уровень и там перераспределяются в ручном режиме. И под таким контролем они находятся уже с 2014–2015 годов. Сейчас мэры выходят на конфликт, видимо, потому что «приперло».
«Все плохо давно и прочно. То, что кто-то начинает сейчас скандалить, — это индивидуальные особенности организма», — заключает Зубаревич.
В свою очередь, Туровский отмечает, что скандалы вспыхивают только там, где для них есть политическая почва и местные элиты не находятся в полной зависимости от губернатора. Таких территорий становится все меньше благодаря проводимым муниципальным реформам. Так, все большую популярность набирает практика, кода главой города является нанимаемый сити-менеджер, а не избранный на выборах мэр — председатель городской думы. Как поясняет Туровский, в этих случаях главой города часто становится выходец из региональной исполнительной власти.
Зубаревич, в свою очередь, считает, что улучшению ситуации как раз бы помогло перераспределение в сторону центра. Говоря о задолженности регионов и муниципалитетов, социолог отмечает, что по сравнению с январем к октябрю она незначительно снизилась. Впрочем, эксперт предостерегает от излишнего оптимизма, так как уверена, что к декабрю, когда придет время расплачиваться по контрактам, долги опять возрастут.
Туровский отмечает, что зависимость регионов от кредитов федерального центра только укрепляет их положение в вертикали власти. А значит, в этой ситуации верхним звеньям этой системы не стоит опасаться неповиновения.
Вместе с проблемами бюджетного характера эксперты фонда «Петербургская политика» фиксируют повышение интенсивности социальных протестов, отмечая «обособленность» этих процессов. Подобные выступления отмечены в 20 субъектах РФ. Они связаны с задержками зарплат, обманутыми дольщиками, проблемами социальной инфраструктуры (например, закрытием родильного отделения в одной из больниц) и т.д.
Только три случая получили политический окрас, когда выступающие требовали отставки региональных властей или критиковали проводимую ими политику: в Красноярском крае, Московской и Псковской областях. Эксперты считают их менее заметными, чем мероприятия, посвященные социальным проблемам.
Ростислав Туровский говорит, что оценка авторов рейтинга несколько спорна:
«Социальные акции протеста фиксируются из сообщений о них в СМИ. А это всегда спорная оценка. Уровень поддержки власти в целом, согласно опросам, растет».
Президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов указывает, что критической ситуации нет нигде. «Пока волны наступления на Кремль или губернаторов нет, но количество акций возросло», — говорит он. К тройке регионов с наименьшей социально-политической устойчивостью эксперты отнесли Иркутскую и Новосибирскую области, а также Ингушетию.