Хотели как лучше
Закон «Об основах общественного контроля», подразумевающий создание региональных советов при исполнительных органах власти, был принят летом 2014 года. Он стал следствием поручения президента Владимира Путина, сформулированного в послании Федеральному собранию еще в декабре 2013 года. Краткая суть документа сводится к тому, что он устанавливает правовые основы общественного контроля за деятельностью власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Субъектами такого контроля назначаются общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, а также законодательных и исполнительных органах власти в субъектах РФ.
Однако в полную силу закон так и не заработал, так как эффективность деятельности общественных советов в регионах остается под большим вопросом. Об этом заявляют в «Общероссийском народном фронте», ссылаясь на опросы населения и мониторинг сайтов региональных органов исполнительной власти — на сайтах фронтовики искали информацию о деятельности общественных советов. Всего «фронтовики» проанализировали 425 сайтов, из которых только на 64 обнаружили искомую информацию, и только в 11 случаях она соответствовала сформулированным общественными активистами критериям — «публичности, качественному составу совета и содержательности работы».
Советы не публикуют протоколы своих заседаний, не отчитываются о планах и итогах работы, а в ряде случаев активисты ОНФ выявили конфликт интересов. Так, например, в Тульской области в состав совета входят местные депутаты, что напрямую противоречит закону.
Как отмечают в ОНФ, только 97 раз они смогли дозвониться до регионального ведомства или общественного совета при нем. Полноценно поговорить по телефону с представителями общественных советов получилось и того меньше — 65 раз. Как подчеркивают в «Народном фронте», каждый третий разговор по тем или иным причинам практического результата не имел. Чаще всего звонившим отказывали, ссылаясь на отсутствие контактных данных председателя или секретаря совета, отсутствие на месте или занятость ответственных лиц, а иногда просто указывали на некорректность задаваемых вопросов.
На условиях анонимности один из региональных руководителей ОНФ в ЦФО рассказал «Газете.Ru», что общественные советы попали под проверку активистов не случайно — очень часто они существуют только на бумаге. По словам источника, за полтора года действия закона он был приглашен только на одно заседание такого совета, которое было очень формальным и проводилось скорее для отчета, а не решения реальных проблем субъекта.
Подтверждают авральность ситуации и в регионах. «Номинально у нас такие советы при власти создавались. Но сейчас их работы в регионе не видно и об их деятельности ничего не слышно. Есть только Общественная палата. Но, на мой взгляд, мнение общества у нас никак не учитывается», — рассказал «Газете.Ru» экс-сенатор от Брянской области, а ныне глава общественной организации Михаил Марченко.
«Про такие советы я и не слышал. У нас есть только Общественная палата, но она сильно зависит от исполнительной региональной власти. На моей памяти не было такого случая, чтобы она критиковала за какие-то действия региональных чиновников, она всегда идет в их фарватере», — поделился с «Газетой.Ru» депутат Ярославской областной думы Эльхан Мардалиев.
В поисках стандарта
Как пояснили «Газете.Ru» в ОНФ, выходом из ситуации могла бы стать разработка единого стандарта деятельности общественных советов.
«Мы считаем, что необходимо конкретизировать работу советов на уровне регионов, чтобы было четкое понимание, чем они занимаются, каков их функционал. Так, например, мы предлагаем им утверждать план работы на год ведомства, при котором они созданы, участвовать в принятии отчета о выполненной этой работы, контролировать закупки, которые проводят ведомства. У них должен появиться четкий алгоритм работы с гражданами и постоянная обратная связь: население должно знать контакты и адрес, куда и к кому обращаться», — пояснил критерии стандарта эксперт рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» Дмитрий Поляков, подчеркнув также, что вся информация должна быть доступна в интернете.
По его словам, должно быть и четкое понимание, по каким критериям формируется этот региональный совет, кто входит в его состав, чтобы исключать конфликты интересов.
За основу этого стандарта в ОНФ предлагают взять установленный правительством федеральный «Стандарт деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти». В нем четко прописывается порядок и формирование совета, его компетенция, а также вопрос конфликта интересов, исключающий личную заинтересованность члена Общественного совета и воздействие на исполнение им своих полномочий.
«Эти предложения будут представлены президенту Владимиру Путину в итоговом документе ОНФ, после чего будут они будут выражены или в поручениях, или в указах для исполнения», — пояснил Поляков.
«Вопрос об этом ставился в 2015 году на встрече президента с Общественной палатой, где рассматривалась практика работы советов при федеральных органах власти. Сейчас мы отмечаем, что они повысили качество и эффективность своей работы после переформатирования, в котором нуждаются и региональные советы», — пояснил «Газете.Ru» главный советник департамента по проектной работе ОНФ Дмитрий Солонин.
По его словам, в регионах мало понимают, зачем нужны эти советы, и зачастую не хотят создавать эффективные структуры общественного контроля. Эксперты считают эту ситуацию вполне логичной, так как местной власти эффективный контроль со стороны не нужен.
«Проблема нынешних общественных советов в их сервильности. Они обслуживают интересы региональной власти. Понятно, что в них состоят люди, удобные губернаторам. Если их поменять, то ситуация, конечно, изменится. Но в этом случае нельзя исключать появления конфликта власти и представителей общественности, хочется верить, что он будет носить конструктивный характер. Но тут, как всегда, кадры будут решать все», — отмечает глава Политической экспертной группы Константин Калачев.
По его словам, изначально было понятно, что советы себя не оправдают, так как их формирование поручили местным чиновникам, которым не нужна критика. Эксперт убежден, что эффективность советов напрямую зависит от механизма формирования.
«Зачастую под губернаторами находятся и региональные отделения ОНФ — только немногие из них ориентированы на московское руководство.
Но я считаю, что перезагрузка общественных советов может дать толчок к перезагрузке и этого института в целом», — говорит эксперт.
«Основная проблема работы советов в том, что их создание в законе предусмотрено буквально одной строчкой. Никто не знает, как именно они должны создаваться, кто должен модерировать конкурс желающих туда попасть. Поэтому в некоторых регионах такие советы создаются самими чиновниками, этими же чиновниками и модерируются. Наверное, вы со мной согласитесь, что это противоречит задачам общественных советов и задачам, обозначенным в федеральном законе», — делится своим мнением председатель комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю Лидия Михеева.
По ее словам, в этом стандарте должно быть каким минимум предусмотрено, что руководитель территориального органа власти не может назначать членов этого совета, а также отстранять их от этой общественной работы. Поэтому, по мнению Михеевой, к общественному контролю надо привлечь некоммерческие организации.