Во вторник движение «Голос» подготовило очередной доклад, в котором говорится о нарушениях принципов свободных и равных выборов в ходе думской агиткампании. Хотя обычно административный ресурс ассоциируется с днем голосования, авторы доклада подчеркивают, что по традиции он проявил себя еще на предвыборном этапе, формируя, а подчас и программируя избирательные кампании и их исход.
Исследование «Голоса» построено на анализе публичной информации о деятельности избирательных комиссий, кандидатов, политических партий и региональных властей. Также эксперты использовали данные, которые поступали на информационный ресурс «Карта нарушений».
На финишной прямой кампании, по мнению экспертов, наблюдается увеличение количества инцидентов по воспрепятствованию законной агитации, в том числе и криминальным путем.
В докладе приводится информация о нападениях на партийных активистов. Так, в конце июля в Краснодарском крае атаке подверглись девять активистов КПРФ. Они проводили пикеты против кандидата в Госдуму мэра Краснодара Владимира Евланова. Трое коммунистов получили тяжелые травмы, а пятеро были облиты краской. Также пострадавшие понесли материальный ущерб.
В Ставропольском крае пострадала журналист, замглавного редактора газеты «Открытая», кандидат от партии «Родина» в краевую думу Елена Суслова. Согласно партийному сайту, во двор ее дома был брошен «коктейль Молотова».
Информация о силовом воздействии поступает также из Алтайского края.
Оппозиции не дают рекламные площади
Но по большей части эксперты приводят информацию не об избиениях, а о проблемах оппозиции с наружной рекламой. Например, в Адыгее многие рекламодатели, арендующие щиты для размещения рекламы вдоль улиц Майкопа, «с удивлением» увидели вместо своих баннеров агитационные материалы «Единой России» (ЕР).
В Алтайском крае «Яблоку» отказали в размещении билбордов на заранее запланированных местах. Рекламная компания объяснила произошедшее неожиданным выкупом площадей краевой администрацией. Чтобы все-таки получить свои баннеры, активистам «Яблока» предложили убрать из своих агитационных слоганов упоминания «нищеты Алтая». В докладе также упоминается ситуация с демонтажем баннеров кандидата в Госдумы от эсеров Раиля Сарбаева в Башкирии.
«Голос» отмечает сигналы о проблемах с размещением наружной агитации оппозиции (в том числе и случаи кражи) во Владимирской, Иркутской, Костромской, Смоленской областях, в Республике Марий Эл, Самаре, Санкт-Петербурге и даже Москве.
Основываясь на сообщения в СМИ и социальных сетях, авторы исследования утверждают, что зачастую к распространению своей и уничтожению чужой агитации подключаются представители органов территориального самоуправления, а также домоуправляющие компании и старшие по домам.
У кандидатов возникают проблемы и при организации встреч с избирателями. В Алтайском крае на отказы в предоставлении помещений для таких мероприятий жаловался известный оппозиционер Владимир Рыжков. В Санкт-Петербурге в ходе сбора подписей для выборов в заксобрание ряд кандидатов столкнулись с противодействием со стороны местных администраций, которые не согласовывали проведение информационных пикетов.
Ресурс местных властей используется не только для воспрепятствования агитации оппозиции, но и для продвижения «Единой России». Материалы, поддерживающие партию власти, появились на официальных сайтах ряда муниципальных районов Татарстана.
Где-то кандидатам от ЕР позволяется использовать общественные мероприятия для прямой и косвенной агитации в свою пользу. Так, в Алтайском крае символика «Единой России» была использована на празднике «День поля».
«Размещена она была вполне открыто — на баннерах, на флагштоках и т.д.», — говорится в докладе.
А во Владимирской области кандидаты от правящей партии не обошли вниманием День десантника и обратились с приветственными речами к собравшимся.
В Липецкой области, согласно исследованию, в разных муниципальных районах практически еженедельно проводятся праздничные мероприятия с народными гуляньями, в которых главная роль отводится лидерам списка кандидатов от ЕР в депутаты областного совета.
«Голос» не устраивает и то, что единороссы накануне выборов активно начинаются «вспоминать» о своих партийных проектах, которые часто финансируются из бюджетных денег. По их данным, в Пермском крае партия использовала в агитационных целях выделение из федерального бюджета дополнительных средств на ремонт пермских дорог под лозунгом «Дороги отремонтируем!» («Единая Россия»).
Скрытая агитация в СМИ
Кроме того, эксперты отмечают скрытую агитацию за ЕР в региональных СМИ. Рабочие визиты глав регионов и других представителей органов власти, которые участвуют в думских выборах, освещаются интенсивней. Эксперты считают, что представители «Единой России» просто присваивают себе заслуги региональных властей, часто не упоминая, что деньги на решение каких-то проблем были банально выделены из бюджета.
Иногда в качестве героев материалов попадают депутаты Госдумы, которых «Голос» не считает «первыми политическими лицами региона». В пример они приводят внимание региональных СМИ Владимирской области к рабочему совещанию депутатов Государственной думы Андрея Макарова и Геннадия Кулика с предпринимателями Владимирской области в начале августа.
В исследовании со ссылкой на присутствующих журналистов отмечается, что мероприятие носило явный агитационный характер с использованием партийной атрибутики.
«Об этом говорят по различным региональным телеканалам, пишут на страницах местных газет. Ухудшение рейтингов партии «Единая Россия» вынуждает региональные власти в большей мере использовать административный ресурс», — считают в «Голосе».
Обилие косвенной агитации — это одна из отличительных черт этой думской кампании, считает координатор «Голоса» Виталий Аверин. Если в прошлую кампанию было довольно много сообщений об административной мобилизации, когда из школ, больниц и других подобных заведений поступали сигналы о принуждении к голосованию, то в эту подобных сигналов значительно меньше. Зато это с лихвой компенсируется большим количеством публикаций в региональных СМИ.
«Но по факту это агитация, хоть и под видом освещения служебной деятельности. Точно так же и поздравление с праздниками, организованными за счет бюджетных средств», — уверен Аверин.
Он напоминает, что вся агитация должна быть оплачена из средств избирательного фонда и по-хорошему такие вещи должны пресекаться. Однако поймать кого-то за руку здесь довольно сложно, так как грань между агитационным материалом и публикацией в СМИ подчас довольно тонкая.
«Все равно применение административного ресурса нельзя допускать. Это же как допинг в спорте. Все равно он играет в сторону какой-то одной стороны в ущерб другим участникам кампании», — заключает эксперт.
«К нам таких жалоб не поступало, — сказал «Газете.Ru» первый замруководителя Центрального исполнительного комитета «Единой России» Константин Мазуревский. — Может быть, эксперты «Голоса» были бы рады, если бы губернаторы просто исчезли, но в законе сказано: агитацией является все, что не касается профессиональной деятельностью. А вот о профессиональной деятельности рассказывать можно».
Мазуревский подчеркнул, что по закону губернаторы в отпуск во время выборов уходить не обязаны. «Понятно, что об их деятельности пишут, — сказал он. — Но в чем тут нарушение? Безусловно, фигура губернатора привлекает больше внимания журналистов, чем любого оппозиционного кандидата. Если бы я сам был журналистом, я бы тоже писал о работе губернаторов».
Что касается непредоставления рекламных площадей оппозиции, то, по словам Мазуревского, «системной проблемы» с этим не наблюдается. Он привел примеры округов, где визуально оппозиции «много»: «У меня в подъезде на информационном щите висит Олег Митволь, представитель «Зеленых», это не «Единая Россия». Да и кандидата от КПРФ Дениса Парфенова более чем достаточно, им завешаны автобусные остановки. А в Севастополе висит Олег Николаев от Партии роста и Владимир Комоедов от КПРФ, нашему кандидату Дмитрию Белику не хватает рекламных площадей — он свои билборды размещает на тачанках».
Константин Мазуревский также отметил, что в случае неправомерной или незаконной агитации, особенно при обнаружении «черных» тиражей агитационно-пропагандистских материалов, обращаться следует в правоохранительные органы.
По его словам, «Единая Россия» в таких случаях заинтересована в установлении виновных.