На своем пятничном заседании ЦИК рассматривал жалобу РПР-ПАРНАС на Новосибирский облизбирком, который 27 июля отказался регистрировать список партии на выборах в заксобрание региона. Решение ЦИК было предсказуемо — накануне рабочая группа Центризбиркома рекомендовала оставить в силе решение новосибирских коллег. Тем не менее на заседание комиссии прибыли лидеры оппозиции: Алексей Навальный, председатель ПАРНАС Михаил Касьянов и его заместитель Илья Яшин, который, кстати, возглавляет список партии на выборах в Костромской области. В этом регионе оппозиция тоже получила отказ в регистрации — но пока только на уровне рабочей группы облизбиркома.
Первые два вопроса повестки, которые рассматривал в пятницу ЦИК, скандала не обещали, и поэтому в зале царила безмятежная атмосфера. Безмятежность начала потихоньку испаряться, когда дошла очередь до третьего вопроса — жалобы РПР-ПАРНАС.
Сначала выступил член ЦИК Сергей Даниленко, возглавлявший рабочую группу по рассмотрению претензий оппозиции. Как уже писала «Газета.Ru», в Новосибирской области партия сдала 11 682 подписи граждан при необходимом минимуме в 10 657. По итогам проверки Новосибирский облизбирком признал недействительными 1342 автографа, из них львиная доля была забракована на основании того, что данные, представленные в подписных листах, расходятся с базами данных регионального УФМС. РПР-ПАРНАС, в свою очередь, утверждает, что много устаревших данных содержится в самой базе УФМС. На основании этого оппозиция требовала не принимать во внимание всю в целом справку из УФМС — ведомство забраковало 1217 подписей. При этом, чтобы список партии зарегистрировали, оппозиции нужно было отбить гораздо меньше автографов — 317.
«Очень многие подписи, которые были обжалованы, упоминались в документе (жалобе РПР-ПАРНАС. — «Газета.Ru») дважды или даже трижды. И нам довольно долго пришлось устанавливать, сколько же все-таки подписей обжаловались реально, — начал докладывать о результатах проверки рабочей группы ЦИК Даниленко. — Когда мы, наконец, разобрались, то оказалось, что обжалуется только 305 подписей».
То есть на 12 автографов меньше, чем партии необходимо для регистрации, — именно на это недвусмысленно намекал представитель ЦИК.
«Поэтому мы пришли к выводу, что количество обжалуемых подписей партию, к сожалению, не очень волнует», — проинформировал аудиторию Даниленко без всякого, впрочем, сожаления в голосе.
Затем он рассказал, какие еще недочеты обнаружились в жалобе РПР-ПАРНАС: «16 подписей, которые были обжалованы, вообще никто не признавал недействительными; 47 подписей были исключены из числа недействительных еще до заседания Новосибирской областной избирательной комиссии (видимо, на уровне рабочей группы облизбиркома. — «Газета.Ru»), еще часть подписей обжаловались не по тому основанию, по которому были признаны недействительными». В качестве иллюстрации к последнему утверждению Даниленко привел в пример скандальную историю с «Дарьей Тимуровичем» — женщиной, чье отчество в справке УФМС значилось в мужском роде. «В данном случае подпись была признана недействительной, потому что данную гражданку сняли с регистрационного учета», — доложил член ЦИК.
Еще более 200 автографов, по словам Даниленко, были признаны недействительными на основании экспертизы почерковедов из Института криминалистики. Выступающий не уточнил, что институт находится в ведении ФСБ, но этот факт и так уже был известен всем присутствующим. По результатам проверки рабочей группы достоверными признали 10 191 подпись — это даже меньше, чем признал Новосибирский облизбирком. Таким образом, предлагалось партии в регистрации отказать.
Когда на небольшую трибуну поднялся Михаил Касьянов, оказалось, что выключен микрофон. Его быстро включили, но зычный голос бывшего премьер-министра был слышен и так. Заявив, что по Конституции власть принадлежит народу, который осуществляет волеизъявление посредством выборов, Касьянов сказал, что ЦИК обязан следить за соблюдением этого права.
«РПР-ПАРНАС собрала необходимое количество подписей, и даже с запасом. Ни одна из них — хочу это подчеркнуть — не признана недостоверной, то есть поддельной. Мы говорим только о недействительных. Таким образом, граждане выразили свою поддержку нам. Это значит, что решение новосибирского облисполкома, — перепутал название ведомства Касьянов, — должно быть отменено!»
Речь его длилась еще примерно минуту. В финале прозвучал призыв: «Мы обращаемся в ЦИК с просьбой предотвратить нарушение прав человека новосибирским облисполкомом и зарегистрировать нашу партию!»
Представители «облисполкома» также участвовали в заседании ЦИК в режиме конференц-связи, но сообщать политику, что он, сам того не замечая, выдвигает претензии в адрес несуществующего в природе ведомства, не стали. Деликатно промолчали и члены ЦИК.
Юрист РПР-ПАРНАС Иван Жданов в своем выступлении частично повторил аргументы, изложенные в жалобе: поскольку ряд данных, содержащихся в базе новосибирского УФМС, морально устарели, а у оппозиции нет возможности выяснить точное число ошибок в справке, которую ведомство представило в облизбирком, то партия предлагает признать недостоверной всю справку УФМС.
«Кроме того, сейчас вдруг достаются справки экспертов ФСБ, согласно которым еще 220 подписей признаны недействительными. Так покажите нам их! Давайте посмотрим на каждую подпись!» — призывал с трибуны юрист. И вообще, по его словам, непонятно, на каком основании к экспертизе были привлечены эксперты ФСБ — в законе о возможности взаимодействия с ними не сказано ничего.
Поскольку по регламенту время для выступлений всех желающих еще не пришло, члены ЦИК отвечать Жданову не стали. Но позже заявили, что ничего противозаконного в привлечении экспертов со стороны спецслужб нет.
Когда дошла очередь до выступления Алексея Навального, Владимир Чуров, до этого сидевший в расслабленной позе, заметно подобрался и перестал смотреть в стол.
«Я неожиданно понял для себя, что в последние годы выступаю на вашей стороне, участвуя в выборах, — сообщил оппозиционер членам ЦИК. — Многие люди говорят, что бессмысленно участвовать в выборах. А мы участвуем».
«Ближе к делу», — потребовал Чуров. Предыдущих спикеров от оппозиции он не прерывал.
«Сейчас я буду ближе к делу, вы меня поймете», — пообещал Чурову Навальный. Смысл его дальнейшего выступления заключался в том, что граждане хотят слышать альтернативную точку зрения, но оппозицию не допускают на выборы, и в результате власть получает низкую явку. В качестве примера оппозиционер привел прошлогодние выборы в Мосгордуму.
«То, что происходит сейчас, напоминает старый советский анекдот, когда человек пошел в магазин за туалетной бумагой, которой в продаже не было. Но отказать ему не могли и поэтому стали задавать разные вопросы, просили показать разные вещи. Человек все это сделал, но бумагу ему все равно не продали. Демкоалиция пошла на выборы в четырех регионах, но фактически ни один человек не был допущен к этим выборам (от РПР-ПАРНАС зарегистрировали лишь четырех одномандатников. — «Газета.Ru»), — возмущался оппозиционер. — Поэтому извините меня, дорогие члены ЦИК, но я требую, чтобы вы перестали заниматься казуистикой. Тем более закон на нашей стороне».
«Просьба соблюдать нормативную лексику», — неожиданно потребовал «дорогой председатель ЦИК». Что именно задело его в выступлении Навального, Чуров не уточнил.
«Все было нормативно», — в свою очередь возразил выступающий, потребовав зарегистрировать список партии во всех регионах, где она намеревалась участвовать в кампании.
После того как стороны изложили свои позиции, настала очередь вопросов.
Член ЦИК Сиябшах Шапиев поинтересовался у представителей новосибирского избиркома, все еще находившихся на связи в режиме видеоконференции, «имела ли место фальсификация подписей сборщиками» РПР-ПАРНАС, и если да, то каков был процент фальсификаций. Ответ на этот вопрос Шапиев не услышал. Чуров потребовал от коллег из Новосибирска не отвечать, поскольку «это будет нести правовые последствия», ведь нет соответствующего решения суда.
Член ЦИК с правом совещательного голоса Алла Аксенова спросила, «правильно ли она понимает», что даже если жалоба оппозиции будет удовлетворена в полном объеме, то это все равно «не приведет к регистрации партии»? Аксенова явно апеллировала к докладу Сергея Даниленко, согласно которому количество подписей, оспариваемых РПР-ПАРНАС, все равно недостаточно для регистрации. После короткой перепалки с юристом партии Иваном Ждановым Аксенова заявила, что не получила ответа на вопрос.
«Вы много писали, как дружно и слаженно работал ваш штаб. Если это так, то почему появились заявления в Следственный комитет от ваших же сборщиков?» — осведомился член ЦИК с правом совещательного голоса Евгений Шевченко. «Я бы тоже хотел задать этот вопрос Бастрыкину! — воскликнул юрист ПАРНАС. — И почему голодающих в Новосибирске людей каждый день допрашивает СК? Это разве не давление на нас?»
Обстановка в зале накалялась буквально на глазах.
Зампред ЦИК Леонид Ивлев задал вопрос из серии «перестали ли вы пить коньяк по утрам?».
«У вас не возникало желания изучить 67-й Федеральный закон («Об основных гарантиях избирательных прав граждан». — «Газета.Ru»), а также законодательство Новосибирской области и действовать по закону?» — спросил он.
«Я обязан отвечать на этот вопрос?» — как-то даже опешил юрист Жданов.
«Нет», — разрешил Чуров.
И Жданов не стал отвечать.
Тем временем настойчивость продемонстрировала Аксенова, которая вновь потребовала слова: «Я считаю, что надо удовлетворить жалобу РПР-ПАРНАС, чтобы дурость каждого была видна в полном объеме».
«Алла Анатольевна, еще одна грубость, и я поставлю на голосование вопрос об удалении вас из зала», — пригрозил глава ЦИК. «Так я же никого не называю персонально. — Алла Анатольевна сделала большие глаза. — Но когда партия не хочет участвовать в выборах и сама пишет об этом в жалобе, то это странно».
Спрашивали Ивана Жданова и о том, каким образом в рядах сборщиков подписей оказался член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Закон запрещает таким гражданам заниматься сбором автографов, именно поэтому 71 подпись, собранная вышеупомянутым сборщиком, была забракована рабочей группой ЦИК. Юрист РПР-ПАРНАС ответил, что у партии нет возможностей проверять данные обо всех без исключения сборщиках.
Чурова это признание обрадовало: «Мне понравился ответ. Есть факт, что какое-то количество ошибок было допущено проверяющими органами. Подход коллег (то есть оппозиции. — «Газета.Ru») такой: раз выявлены ошибки, должен быть аннулирован весь массив (подписей, признанных недействительными. — «Газета.Ru»). Но и у них такая же картина — в число сборщиков были допущены члены участковых комиссий. Тогда и с нашей стороны должен быть такой же подход (отказать оппозиции во всех претензиях. — «Газета.Ru»). Вот и все», — заключил председатель ЦИК. И, после секундной паузы, задумчиво добавил: «Какой же я старый уже».
К этому моменту оппозиция успела созвониться со сборщицей, которая якобы являлась членом участковой избирательной комиссии, и получить от нее опровержение на сей счет. Но принципиально это не могло изменить ничего.
Вопрос об отказе РПР-ПАРНАС в удовлетворении жалобы был поставлен на голосование. Решение было принято единогласно. Воздержавшихся не нашлось.
После заседания Михаил Касьянов сообщил «Газете.Ru», что партия намерена обжаловать вердикт ЦИК в суде. Но, по признанию политика, это будет во многом формальным ходом: решение суда предсказуемо, однако оппозиция считает, что должна пройти путь до конца.
«Вы сегодня побывали в ЦИКе впервые?» — поинтересовалась корреспондент «Газеты.Ru» у Алексея Навального. Оппозиционер дал утвердительный ответ.
На вопрос, какое впечатление на него произвел лично Владимир Чуров, оппозиционер ответил, что глава ЦИК выглядел так же, «как на известной картине, где он сидит вместе с Медведевым, а внизу подпись: «Спасибо деду за победу!»
Имеется в виду фотожаба, которая широко разошлась в интернете после думских выборов в 2011 году.