Крупнейший международный форум в области политики безопасности, Мюнхенская конференция по безопасности, ставшая известной в России в 2007 году, когда с ее трибуны тогдашний президент Владимир Путин произнес знаменитую антизападную «мюнхенскую речь», в этом году будет куда более академичным мероприятиям. Международные эксперты получат возможность обсудить, какие изменения мирового порядка принесла «арабская весна»: организаторы форума, по словам его председателя Вольфганга Ишингера, интенсивно готовились к такому обсуждению. В минувшем году участники из более чем 60 стран также обсуждают Ближний Восток, но не падение режимов в Тунисе и Египте, а зашедшее в тупик палестино-израильское урегулирование.
Внимание российской прессы будет сосредоточено на встрече глав МИД России и США — Сергея Лаврова и Хиллари Клинтон. Источники The Washington Post в госдепе утверждают, что Клинтон сфокусируется в ходе беседы именно на сирийской проблематике. Накануне российский МИД сообщил, что не согласен с текстом компромиссной резолюции в Совбезе.
От обсуждения сирийского вопроса Лавров долго уклонялся. В течение двух дней, как утверждал Вашингтон, Лавров не отвечал на звонки Клинтон, которая хотела обсудить с ним российскую позицию в Совбезе ООН по Сирии. Наконец, российский министр, совершавший турне по странам Океании, обещал встретиться с коллегой «при малейшей возможности», хотя и заявил, что сирийский вопрос мог бы обсуждаться и на уровне послов. Сами переговоры двух министров в Мюнхене даже не планировались. Еще накануне официальный представитель госдепа Виктория Нуланд говорила, что у министров нет планов встретиться, но в пятницу российские агентства со ссылкой на свои источники на Смоленской площади передали, что встреча все-таки состоится.
Вероятно, в ходе переговоров с Клинтон Лавров переведет тему на проблематику, где Москва чувствует себя увереннее, — на строительство общеевропейской системы противоракетной обороны.
Министр возглавит российскую делегацию. Другой завсегдатай конференций в Мюнхене Сергей Иванов, сменивший кресло вице-премьера по оборонным вопросам на пост главы президентской администрации, в Германию не полетел. Как сообщили в среду в МИДе, в своей речи на конференции подчеркнет актуальность задач «создания в Евроатлантике пространства равной и неделимой безопасности на основе взаимного учета интересов», но пока нет никаких указаний на то, что Москва или Вашингтон готовы на какие-то уступки при обсуждении проекта строительства общеевропейской ПРО на базе американских оборонных систем в Европе. Вроде бы условившиеся на Лиссабонском саммите НАТО в 2010 году если не строить общую ПРО, то хотя бы тесно сотрудничать при ее создании, Москва и Запад продвинулись недалеко. Российская сторона по-прежнему требует юридически обязывающих гарантий, что создание такой системы не поставит под угрозу стратегические интересы Москвы, на что западные партнеры отвечают, что не могут позволить себе ограничивать проект ПРО, который, как говорила в конце прошлого года замгоссекретаря США Элен Тошер, «должен будет усложняться по мере эволюции угроз».
Повод для оптимизма дает лишь Ишингер, обещающий, что в ходе конференции международные эксперты из «Евроатлантической инициативы в области безопасности» (EASI) представят свой план того, как Москва, Брюссель и Вашингтон могли бы сотрудничать в области ПРО. По его словам, речь идет о новой модели «обмена информацией и общей оценки данных». Идея сконцентрироваться именно на этих двух областях не нова. На том же Лиссабонском саммите Москва предложила создать два совместных центра – по интеграции данных о стратегических пусках с российских и натовских радаров и сенсоров, а также по планированию и логистике — правда, исходя из перспективы большего своего участия в проекте. США благоприятно восприняли и развили эту идею, рассказал «Газете.Ru» замглавы Пентагона Александр Вершбоу. Но вперед стороны так и не продвинулись — по той же причине отсутствия юридических гарантий.
«Образование двух центров, совместного и виртуального (по планированию. – «Газета.Ru»), вторично. Необходимо найти компромисс по требованиям России юридически обязывающих документов, что физически нереализуемо для такой системы», — рассказывает главный научный сотрудник ИМЭМО РАН генерал-лейтенант Владимир Дворкин, участвовавший в подготовке экспертного доклада EASI. «Мы предлагаем такую архитектуру поэтапного строительства евроПРО, в которой устраняются болезненные для России элементы, например американские корабли (оснащенные системой Aegis) в Северном, Черном и Балтийском морях. Вместо них там могут быть размещены российские корабли, также оснащенные элементами ПРО, аналогичными С-300, хотя и не сопоставимыми с американскими», — продолжает он. Такой подход мог бы снять обеспокоенность России, уверен генерал, заметивший «Газете.Ru», что с планом знакомы в военных и дипломатических ведомствах и России, и США. Реакцию столиц он не пытается предугадать, так как «это политическое решение».
Также участники форума, среди которых будут и несколько глав государств и правительств (правда, не первого ранга), примут участие в нескольких дискуссиях, в том числе о роли Германии в мире, о кибербезопасности и о влиянии мирового экономического кризиса на международную безопасность. Президенты Азербайджана и Украины Ильхам Алиев и Виктор Янукович приглашены обсудить проблемы энергетической безопасности. Россия как раз начала сокращение поставок сжиженного газа в охваченную морозами Европу, и не потерял злободневности недавний кризис, спровоцированный угрозами Ирана перекрыть Ормузский пролив, через который на Запад идет львиная доля нефти из стран Персидского залива. По информации немецкого информагентства DPA, внимание будет уделено и ухудшению отношений между США и имеющим ядерное оружие Пакистаном.
Все эти вопросы так или иначе затрагивают жизненные интересы США, поэтому Вашингтон на этой конференции будет представлен сразу двумя ключевыми министрами, госсекретарем Хиллари Клинтон и главой Пентагона Леоном Панеттой. Другие страны решили ограничиться отправкой в Мюнхен меньших по представительности делегаций. В конференции также примут участие министры обороны и иностранных дел Германии, главы шведского, французского и турецкого внешнеполитических ведомств, польский президент Бронислав Коморовский, а также президент Всемирного банка Роберт Зеллик.