Перекати- «Яблоко»
Московская кампания по выборам в Мосгордуму запомнилась не столько своими участниками, сколько теми, кого к участию не допустили. На заре кампании от выборов отказалась партия «Правое дело». Причиной очередного раскола в ПД стал мэр Москвы Юрий Лужков, к которому лидеры правых относятся диаметрально по-разному. Большинство представителей партии, которые попытались выставиться в одномандатных округах самостоятельно, — адвокат Игорь Трунов, политики Сираждин Рамазанов и Борис Надеждин — остались без регистрации.
Та же участь со скандалом постигла всех семерых активистов незарегистрированного оппозиционного движения «Солидарность».
Скандал вышел потому, что претензии избиркомов стали поводом для многочисленных шуток и анекдотов.
У двоих кандидатов – Игоря Драндина и Ивана Старикова — 104% и 113% брака, а Илье Яшину отказали из-за отсутствия в листах вспомогательного подстрочника «фамилия имя отчество» там, где указывается имя кандидата. Наконец, у еще одного кандидата Владимира Милова фальшивой признали даже его собственную подпись.
Впрочем, анекдотичность претензий не помогла оппозиционерам в судах. Восстановиться не удалось никому.
Партия «Яблоко», сумевшая зарегистрироваться на выборах по подписям избирателей, стала одной из самых противоречивых участниц столичной кампании. На заре кампании яблочники вывели из состава Мосгоризбиркома своего многолетнего представителя, известного эксперта в области избирательного права Андрея Бузина. Бузин был уверен, что это сделано в угоду мэрии Москвы, которая добивалась его исключения много лет. За этим последовало заявление партийцев о препятствиях со стороны милиции в сборе подписей избирателей. Позже у «Яблока» возникли проблемы с размещением агитации в общественном транспорте. Это не помешало партийцам позже заступиться за Лужкова в его конфликте с одним из сопредседателей «Правого дела» Леонидом Гозманом, инициировавшим сбор подписей за отставку мэра.
На финише кампании «Яблоко» совершило самый неожиданный поступок, обратившись в суд с просьбой снять с выборов бывшего зампреда «Яблока», депутата Госдумы Галину Хованскую. Она идет в Мосгордуму по списку партии «Справедливая Россия» и одномандатному округу, «Яблоко» обвинило ее в использовании должностного положения депутата Госдумы и подкупе избирателей брошюрами юридического содержания. «Газете.Ru» Хованская рассказала, что в суде представители «Яблока» продемонстрировали съемку ее перемещений по городу, свидетельствующую о том, что за ней была организована настоящая слежка. Многочасовых съемок и наемных адвокатов само по себе «Яблоко» себе позволить не могло, считает политик. Демарш бывших соратников она восприняла как месть за уход из партии накануне думских выборов 2007 года. Митрохин это подтвердил, а также привел еще одно основание: «Справедливая Россия» могла бы отобрать голоса у «Яблока», если в ее списке осталась Хованская, которую часть избирателей до сих пор считают яблочницей». Суд первой инстанции иск Митрохина удовлетворил. Защита Хованской оспорила это решение в Верховном суде. Сторонники предположения о тандеме «Яблока» и Лужкова получили новые аргументы.
Что касается фаворита гонки — «Единой России», то ее кампания была подчеркнуто нейтральной.
При этом плакаты единороссов в отличие от других участников присутствовали в городе практически везде, где только можно было представить себе наглядную агитацию.
Особенно бросались в глаза москвичей два гигантских брандмауэра с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Зато, например, коммунисты на старте кампании оказались в центре скандала, когда их щиты были демонтированы. Правда, потом наглядная агитация левых появилась, но в куда более скромных, чем у единороссов, количествах.
Отряд милиции политического назначения
Коммунисты, которые выдвигали свои списки во всех регионах, на этот раз как-то особо не сошлись характерами с властями Марий-Эл (во время весеннего цикла выборов у них были проблемы с властями Кемеровской области).
Как рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь лидера КПРФ Геннадия Зюганова Александр Ющенко, марийские власти на всем протяжении кампании препятствовали встречам с избирателями депутата Госдумы, лидера регионального списка партии Николая Харитонова. Позже, когда в республику прибыл десант депутатов Госдумы во главе с Зюгановым, к делу был подключен ОМОН. Он пытался разогнать пятитысячную колонну коммунистов, направлявшихся на санкционированный митинг. По словам партийцев, и Зюганов, и его соратники пострадали в столкновениях с милицейскими щитами. Марийская милиция, в свою очередь, утверждает, что ОМОН в контакт с коммунистами не вступал, хотя они и нарушили требования законодательства, организовав марш вместо митинга. Обе стороны заявили о готовности представить видеозаписи, свидетельствующие об их правоте.
Островок либерализма
В Тульской области сложилась уникальная ситуация: отказа в регистрации здесь не получила ни одна из семи зарегистрированных в России партий (выборы в региональное заксобрание проходят только по партийным спискам).
Наблюдатели предположили, что в Туле реализуется эксперимент по отмене административного ресурса, который исторически работает на партию власти. Ранее сообщалось, что такое указание в канун осенних выборов в Кремле получили все регионы. Однако в других регионах такой вольницы, как в Туле, для оппозиции не наблюдается.
Чечня познает демократию
В Чечне и Ингушетии 11 октября впервые пройдут выборы в органы местного самоуправления. Ранее соответствующий указ подписал президент Дмитрий Медведев.
Для страны это очень важное голосование. Дело в том, что с появлением в республиках местных властей в Чечне смогут заработать суды присяжных, состав которых отбирается муниципалитетами. Именно отсутствие судов присяжных в этих республиках формально давало жизнь мораторию на применение смертной казни в России. Конституционный суд РФ постановил, что, пока институт присяжных не начнет действовать на всей территории страны, к высшей мере наказания приговаривать нельзя. После выборов в Чечне и Ингушетии Кремлю предстоит принять политическое решение о судьбе смертной казни. Ранее в Кремле заявили, что настроены все-таки продлить мораторий, отмены казни требует от Москвы Совет Европы.
Что же касается самих выборов, процесс подготовки к ним ознаменовался территориальным спором между республиками из-за Сунженского и Малгобекского районов, которые по факту (как говорят, по устной договоренности между бывшими президентами Джохаром Дудаевым и Русланом Аушевым) отошли Ингушетии, в то время как по административному делению образца 1934 года должны принадлежать Чечне. В пресс-службе президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова «Газете.Ru» опровергли существование спора. «Никакого спора нет. Есть утвержденные границы избирательных участков, территории которых после выборов будут закреплены в составе Ингушетии», — пояснил пресс-секретарь президента Калой Ахильгов.
Есть и другие новости. Так, «Ингушетия.Org» сообщила, что 61 кандидат имеет уголовное прошлое.
Евкуров, по информации сайта, пообещал провести с этими кандидатами «работу, чтобы они сами написали заявления о снятии с выборов». Представители ингушских общественных организаций выступили с заявлением, в котором сказано, что «такое могло бы не случиться, если бы их (кандидатов) выдвигали граждане, а не политические партии и чиновники и не келейным образом», а сами выборы названы «политическим фарсом». Явка на выборы в обоих регионах ожидается на традиционном уровне – около 100%.