Живая музыка Пасхи
Кафедральный собор Святых Петра и Павла Евангелическо-лютеранской церкви в Москве прост и величествен. Лаконичные формы в романском стиле, тяжелые дубовые двери, приглушенный витражами свет в высоком сводчатом зале. Сегодня здесь пусто, лишь звуки органа плывут в пространстве, легком и плотном одновременно. При входе в собор — афиши предстоящих концертов классической музыки.
Пастор Виктор Вебер и пробст Елена Бондаренко рассказывают, что музыка в лютеранской церкви играет большую роль: «В католической церкви орган лишь сопровождает григорианское пение. А в лютеранской церкви он звучит во всей своей полноте. Композиторы специально писали для него отдельные музыкальные части, которые встроены в богослужение». Например, в Страстную пятницу, когда христиане вспоминают о распятии Христа, в соборе проходит богослужение, где исполняют Страсти по Иоанну Иоганна Себастьяна Баха.
Перед Пасхой христиане, и лютеране в том числе, переживают семь недель поста — Страстного времени, как это называют евангелисты. Пост для них проходит не так сурово, как для православных верующих: в Страстное время никто не испытывает жестких ограничений в чем-либо. Проповедники указывают на то, что евангелическая церковь предоставляет свободу в выборе. Она не предписывает, как проводить Страстное время. «В Германии есть такое выражение: «Sieben Woche ohne» («Семь недель без»), — рассказывает Елена. — В этом выражении вкратце заключен весь смысл Страстного времени. Каждый верующий может выбрать сам, от чего он отказывается».
Человек может отказаться от кофе или шоколада, социальных сетей и любимого сериала — важно, что он при этом почувствует и как изменится его жизнь.
«Cмысл не в том, чтобы отказаться ради отказа от вредного, — объясняет Виктор. — А в том, чтобы освободить время для другого: для размышлений, чтения Библии, может быть, для разговоров на духовные темы». Другой важный момент во время поста — уделить время ближнему. В московской лютеранской общине, например, стали традиционными пасхальные ярмарки, где члены общины выставляют на продажу сделанные своими руками вещи, а доходы от ярмарки отдают детским домам.
Еще одна традиция Страстного времени — вечерние чтения в кругу семьи. Вообще-то есть целое расписание на год, в котором для каждого дня указаны отрывки для семейного чтения. Но в течение года люди могут и не делать этого. А в Страстное время многие действительно читают в кругу близких отрывки из Евангелий или Ветхого Завета, посланий апостолов, чтобы вместе поразмышлять над прочитанным, а затем, может быть, спеть какой-нибудь хорал.
Пасхальное воскресенье предваряет триденствие — три дня, которые ознаменованы каким-то событием из жизни Христа, — аналог Страстной седмицы в православии (там этому посвящена целая неделя). «В четверг — это воспоминание об установлении причастия. В Страстную пятницу — день воспоминаний о распятии Христа. Великая суббота — день покоя, когда Иисус пребывает во гробе», — рассказывает Виктор Вебер. В Страстную пятницу проходит литургия теней: в лютеранских церквях постепенно гасится весь свет и не зажигается до пасхального богослужения, что символизирует скорбь и смерть.
Пасхальное богослужение проходит в ночь на воскресенье. Однако в Москве оно переносится на вечер: многим членам общины неудобно добираться с окраин города в центр, в Китай-город, где расположен собор Святых Петра и Павла (он, кстати, единственный лютеранский приход в Москве).
«Непременная традиция ночного пасхального богослужения — пасхальный костер, — рассказывают проповедники. — Это объединяет нас с Римско-католической церковью. У костра собирается община, читаются отрывки из Ветхого Завета, из псалмов».
От костра зажигается пасхал — большая свеча, которая будет гореть целый год до следующей Пасхи. После зажжения пасхала свечу вносят в темный собор, где во мраке стоят прихожане. От пасхала они зажигают пасхальные свечи, и вся церковь наполняется светом.
После пасхального богослужения в московской общине принято расходиться. Встречаются прихожане утром в воскресенье здесь же, в храме. В трапезной устраивают чаепитие. Все приносят куличи, пасхи, крашеные яйца — здесь все как у православных. «Интересная деталь касается кулича, — оживляется Елена. — Существует кулич обычной, круглой формы. Но в западной традиции есть кулич в форме агнца. Интересно, что в Москве в православном Даниловом мужском монастыре мы нашли такие куличи и закупили их целую коробку». А вот пасхальные зайцы лютеранской церковью не приветствуются: это народная языческая символика весны, процветания, размножения.
Уже выходя из собора, я вновь услышала орган. Оказывается, музыку для лютеранских богослужений писали и русские композиторы: Дмитрий Бортнянский, к примеру, создавал музыку и для православной, и для лютеранской церквей. Ведь лютеранская церковь до революции была второй государственной. Поэтому, к примеру, куранты на Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге выбивают первую строку лютеранского хорала. Ну а в Москве Пасха зазвучит музыкой в Старосадском переулке в соборе Святых Петра и Павла.
Личное пасхальное решение
Храм Святого Людовика Французского на Малой Лубянке в Москве выделяется на фоне кирпичных строений своими классическими формами. Дорические колонны, античные пропорции — это архитектура классицизма. Внутри — золотая лепнина и классическая фреска Преображения Господня. Есть и великолепный витраж с изображением святого Иосифа — единственный сохранившийся с XIX века.
Наталья, одна из прихожанок храма, рассказывает, что ей сложно говорить о Пасхе, не говоря о предшествующих днях подготовки к ней: «Это не как Новый год, вот был обычный день, а потом праздник. Пасха — это все же завершение, кульминационный момент». Как и другие христиане, прихожане католических храмов проживают время Великого поста.
Впрочем, пост в католической традиции близок к протестантской. В нем нет тяжелых пищевых ограничений. «Люди живут так, как обычно, — говорит Наталья. — Единственное, есть пятницы, и в пятницы Великого поста предлагается как-то воздерживаться, например, от мясных блюд». Но не во всех странах принято соблюдать это правило. В Польше, допустим, к соблюдению пятничных постов относятся строже. Есть и два строгих постных дня. Это, во-первых, Пепельная среда, с которой начинается Великий пост. Пепельной она называется, потому что в этот день во время богослужения священники посыпают головы прихожан пеплом в знак покаяния. Еще строго постятся в Страстную пятницу накануне Пасхи.
Гораздо важнее, рассказывает Наталья, духовная составляющая Великого поста: «Очень много проводится разных духовных упражнений — реколлекций». Это могут быть молитвы, медитации, духовные беседы. В общинах и приходах очень часто проходят молитвенные встречи. Именно молитва является основой проживания времени Великого поста в католической традиции.
Другая составляющая поста — личные решения. Обычно священники предлагают каждому верующему на этот период принять какие-то важные частные решения. «Это может быть отказ от чего-либо, не обязательно от пищи, — разъясняет прихожанка католического храма. — Можно отказаться от компьютерных игр, посещения увеселительных мероприятий». Однако это могут быть и практики, связанные не с отказом, а, наоборот, с принятием каких-либо решений или обязательств. Люди могут участвовать в благотворительности и помогать нуждающимся. Самое главное, говорит Наталья, в Великом посте нет какого-то общего предписания, а есть личное решение.
Перед самой Пасхой люди вспоминают о событиях из жизни Христа во время триденствия. Всю субботу идет освящение пищи. «Это может быть любая еда, — объясняет Наталья. — У нас это, естественно, яйца, куличи, пасха. В других странах кулинарные традиции другие». Но суть одна — разделить радость с другими. Люди встречаются в церкви.
В Москве проходит много месс подряд: в городе достаточно много верующих католиков, а храмов мало, так что каждый приходит в удобное для него время. Затем люди встречаются с друзьями или в своей общине.
И все же самое главное не еда, рассуждает Наталья, а то, что Пасха символизирует победу жизни над смертью. «Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа?!» — оглашает апостол Павел. Это победа над смертью и обещание воскресения для всех верующих. Это предвкушение радости, которая нас всех ожидает.