Правоохранительные органы возбудили дело по факту преднамеренного банкротства Международного промышленного банка, сообщил «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией. Дело возбуждено по заявлению Агентства по страхованию вкладов, которое выполняет функцию конкурсного управляющего МПБ, уточняют источники агентства «Интерфакс».
В департаменте экономической безопасности МВД и Следственном комитете МВД не подтверждают и не опровергают данную информацию.
Межпромбанк, принадлежавший Объединенной промышленной корпорации (ОПК) экс-сенатора Сергея Пугачева, был признан банкротом 30 ноября 2010 года, после того как 5 октября 2010 года Центробанк отобрал у него лицензию.
Межпромбанк стал крупнейшим российским кредитным учреждением по размеру активов, когда-либо лишавшимся лицензии.
Конкурсным управляющим судом было назначено Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
В начале ноября первый зампред Центробанка Геннадий Меликьян заявил, что некоторые действия Межпромбанка подпадают под статьи 195 Уголовного кодекса (неправомерные действия при банкротстве) и 196 (преднамеренное банкротство). Глава ЦБ Сергей Игнатьев направил два письма в адрес генпрокурора Юрия Чайки с фактами, указывающими на преднамеренное банкротство и неправомерные действия при банкротстве.
Проверка Центробанка, проходившая в конце 2009 года, показала, что Межпромбанк активно занимался выводом средств: основная часть кредитов предоставлялась компаниям, которые не вели реальной производственной деятельности.
Подобные операции проводились на фоне непрозрачной структуры собственности в Межпромбанке. По данным Центробанка, на первом уровне владельцами выступали компании — резиденты России, на втором и третьем — юридические лица, зарегистрированные на Виргинских островах и в Новой Зеландии, на четвертом уровне номинальным собственником выступало физическое лицо-нерезидент, являющееся членом совета директоров банка. И уже конечным бенефициаром был российский гражданин Сергей Пугачев.
Общий объем задолженности Межпромбанка кредиторам составлял 80 млрд рублей, в том числе 31,8 млрд рублей Центробанку.
Пугачев пытался спасти банк и вел переговоры о продаже других активов, входящих в ОПК, чтобы выручить деньги. Но клиенты Межпромбанка уже начали забирать средства.
Сейчас ОПК пытается продать акции принадлежащей ей Енисейской промышленной компании (ЕПК). Накануне корпорация обвинила заместителя гендиректора АСВ Валерия Мирошникова в том, что он лично заинтересован в срыве переговоров по продаже. Валерий Мирошников сказал, что он в курсе возбуждения уголовного дела по факту преднамеренного банкротства Межпромбанка. Но обвинения со стороны ОПК в «личной заинтересованности» в срыве сделки по продаже акций ЕПК комментировать отказался.
В ОПК информацию о возбуждении уголовного дела по факту преднамеренного банкротства Межпромбанка опровергают.
«У наших адвокатов на руках есть постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении руководства МПБ по обращению ЦБ в связи с отсутствием события преступления», — сообщил «Газете.Ru» представитель ОПК Дмитрий Мороченко. В пресс-службе ОПК заявили, что никаких обысков и выемок документов не проводилось. Местонахождение Сергея Пугачева в ОПК обсуждать отказались.
Источник в окружении экс-сенатора сообщил, что он находится в России.
«С формальной точки зрения Пугачева можно привлечь к уголовной ответственности», – говорит юрист юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.
Собрать доказательную базу по выводу активов несложно, соглашается гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников: «Речь идет о кредитовании предприятий, у которых реально нет бизнеса, о покупке активов непонятной стоимости. Такие сделки проследить можно».
Если виновность Пугачева или других аффилированных с банком лиц будет доказана, то им может грозить тюремное заключение, говорит Липатов: «Неправомерные действия при банкротстве наказываются лишением свободы на срок до трех лет, преднамеренное банкротство может повлечь соответствующее наказание до 6 лет».
Разбирательства по статье 196 УК «Преднамеренное банкротство» — редкость для российской уголовной практики, признают юристы. «Дела по обвинению в банкротстве в судах либо разваливаются, либо подсудимые получают условный срок. Успешных дел по преднамеренному банкротству наблюдается весьма мало», — говорит Липатов.