Британская королева дает еженедельные аудиенции для премьер-министра своей страны, во время которых глава правительства информирует монарха о происходящем в стране. Этот обычай не является обязательным, но соблюдается неукоснительно. О чем на встречах говорят, почти никогда не разглашается — и именно поэтому к ним общественное мнение Британии и всего мира проявляет повышенный интерес. На этом и сыграл Питер Морган — автор пьесы «Аудиенция», с успехом идущей в театрах Британии, а также в некоторых странах за рубежом островного государства.
В ней автор проводит художественную реконструкцию бесед королевы с британскими премьерами — от Черчилля до Кэмерона.
Морган, известный драматург и сценарист, не впервые обращается к теме британской власти и короны — именно его перу принадлежат сценарии фильмов «Королева» Стивена Фрирза и «Последний король Шотландии» Кевина Макдональда, а также знаменитого телефильма «Сделка» — о встрече Тони Блэра и Гордона Брауна в лондонском ресторане «Гранит», на которой политики за чашкой кофе пытались поделить власть.
Собственно, продолжением «Сделки» и стала знаменитая «Королева» — Питер Морган за этот сценарий заслуженно получил «Золотой глобус», а исполнительница главной роли Хеллен Миррен — «Оскара».
«Аудиенцию» Морган написал в 2015 году. В спектакль, поставленный в лондонском театре Гилгуд, из «Королевы» перекочевала и Хеллен Миррен — британка российского происхождения, дочь военного инженера и убежденного монархиста Василия Миронова, который не принял революцию и эмигрировал в Великобританию. Зрители оригинальной постановки отмечали, что сходства между актрисой и реальной королевой немного — однако, по мнению Моргана,
настоящую королеву должен сыграть не ее клон, а артистка, способная пять дней в неделю становиться символом Британии.
Предоставить эксклюзивные права на «Аудиенцию» в России Морган согласился после того, как лично посетил Москву и увидел Инну Чурикову на сцене «Ленкома» в спектакле Глеба Панфилова «Аквитанская львица» по пьесе «Лев Зимой» в роли королевы Элеоноры. Исключительные права Чуриковой на этот образ, по настоянию драматурга, закреплены в тексте договора. Что немаловажно, специально для российской постановки Морган дописал сцены, в которых крепче связал содержание пьесы с российской тематикой, — в них
Черчилль говорит с королевой о Сталине, Макмиллан — о полете Гагарина, Кэмерон — о Путине и санкциях.
Собственно, российской постановкой «Аудиенции» и занялся Глеб Панфилов, прославленный кинорежиссер, автор фильмов «В огне брода нет», «Тема», телесериалов «Романовы. Венценосная семья» и «В круге первом». Автором идеи, продюсером спектакля стал его сын Иван. В спектакле Театра Наций роли второго плана сыграли Михаил Горевой, Галина Тюнина и др.
Любопытно, что роль Волынщика досталась действующему исполнителю на этом инструменте — Владимиру Лазерсону.
Исполнительница главной роли Инна Чурикова — многолетний творческий партнер и супруга Глеба Панфилова.
Их тандем начался больше 45 лет назад с первого совместного фильма «Начало».
В нем Чурикова играет девушку из провинциального городка, которую пригласили на роль Жанны Д`Арк, — эту роль Панфилов придумал специально для нее. Успех картины был невероятный — успех Чуриковой еще больше: на 32-м Венецианском кинофестивале актриса получила «Золотого льва», сам Панфилов — серебряного. Режиссер и актриса были впечатлены друг другом, кажется, даже больше, чем зрители — картиной. «Глеб писал каждый день, сочинял сценарий, а я сидела напротив — смотрела влюбленными глазами, и он мне читал», — вспоминает Инна Чурикова. После этого актриса сыграла в его фильмах «Прошу слова», «Васса» по мотивам пьесы Горького «Васса Железнова», «Тема» , «Мать» — тоже по Горькому. Работали они вместе и в театре — в его ленкомовском «Гамлете» она играла Гертруду, а во «Лжи во спасение» — бабушку.
В беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» Панфилов рассказал, что уже утвердил артистку на роль Терезы Мэй, однако над сценами, посвященными последнему премьеру Британии и процессу Брекзита, и драматург, и режиссер будут работать нынешним летом. Специально для «Аудиенции» были созданы не только костюмы, но и реплики короны и других монарших украшений. Финансировал постановку фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова, накануне премьеры удостоившийся «Золотой маски» за поддержку театрального искусства.