Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«У нас уже есть актрисы на роль Терезы Мэй»

Глеб Панфилов рассказал о спектакле «Аудиенция» с Инной Чуриковой

25 апреля в Театре Наций пройдет премьера спектакля «Аудиенция», который прославленный кино- и театральный режиссер Глеб Панфилов поставил по одноименной пьесе Питера Моргана. Накануне премьеры постановщик рассказал «Газете.Ru» о новом спектакле, исторических совпадениях в жизни России и Британии и работе с Инной Чуриковой, исполнившей роль королевы Елизаветы II.

Британский премьер Дэвид Кэмерон пытается сфотографировать королеву на свой айфон, пока та — как ему кажется — уснула во время аудиенции. «Даже не пытайтесь», — не открывая глаз, произносит Инна Чурикова, занятая в роли Елизаветы II.

От неожиданности телефон выскальзывает из рук премьер-министра, так что ему приходится одновременно ловить гаджет и как ни в чем не бывало продолжать обсуждение международного положения — в частности, Путина и санкции в отношении России.

Это — одна из сцен спектакля «Аудиенция» по пьесе Питера Моргана, которую ставит кино- и театральный режиссер Глеб Панфилов в Театре Наций. Она восстанавливает картины нескольких аудиенций, которые давала королева Елизавета II действующему премьер-министру Великобритании — от Уинстона Черчилля до Джеймса Кэмерона. Премьера намечена на 23 апреля — накануне первого показа Панфилов рассказал «Газете.Ru» о встрече с Питером Морганом и работе над его пьесой.

— Глеб Анатольевич, почему вы решили заняться этой темой и этой пьесой?

— Автором идеи постановки был наш сын Иван (Панфилов, продюсер спектакля. — «Газета.Ru»). Он увидел «Аудиенцию» в Лондоне, совершенно заболел этим материалом, приехал к нам и вдохновил, увлек нас этой идеей. Так что это в некотором роде у нас семейное предприятие. (Смеется.)

— «Аудиенция» Питера Моргана — это документальная пьеса?

— Нет, что вы. Аудиенции, которые королева еженедельно дает для действующего премьер-министра, всегда проходят без протокола.

Дело может касаться актуальных политических проблем, горячих новостей, обычной рутины, речь даже может идти просто о пустяках, но их содержание всегда остается тайной.

Практика показывает, что с годами процедура аудиенции не теряет своей актуальности. Это некая система, очень интересная и, на мой взгляд, мудрая.

— То есть Питер Морган, можно сказать, свою пьесу просто сочинил?

— Можно и так сказать. Скорее, восстановил — по косвенным свидетельствам, публикациям в прессе, разговорам с осведомленными людьми и другим источникам. Но главное, перед нами художественное произведение в жанре драмы, причем очень талантливое, вызывающее доверие. Оно оставляет простор для фантазии, для воображения читающего, слушающего, ставящего, смотрящего.

Мы с Инной относимся к этому материалу как к драматургии чеховского уровня — и, надеюсь, это отношение распространяется на всю нашу творческую группу.

— В чем для вас величие королевы Елизаветы II?

— В том, что она соединяет в себе простоту умной, очень обаятельной женщины и корону. В пьесе у нее есть такая реплика, обращенная к юной принцессе: «То, что ты обычный человек, станет твоим самым полезным качеством на посту монарха.

Более необычный, более творческий человек мог бы не справиться».

Служение такого человека, его мудрость приводит к мудрости системы, которой он служит.

— Но что эта пьеса может сказать нам о России?

— Тут возникает параллель с нашей монархической системой, которая до этого уровня не дожила — несмотря на то что с появлением Думы перестала по факту быть абсолютной. Но я же не предлагаю переносить британский опыт на Россию. Это возможность показать, что происходит в Британском Содружестве — целой цивилизации, в которую входит три миллиарда людей. И наша российская жизнь с жизнью этой цивилизации соприкасается по сей день.

— Известно, что Морган специально для вашего спектакля дописал пьесу как раз теми сценами, в которых речь идет о нашей стране.

— Для этого мы должны были с ним встретиться и договориться. Морган приехал в Москву, познакомился с Инной, увидел ее в роли королевы Элеоноры в «Аквитанской львице» (спектакль Глеба Панфилова в театре «Ленком» по пьесе «Лев зимой» Джеймса Голдмена. — «Газета.Ru») и записал в текст нашего договора на эксклюзивное право постановки «Аудиенции», что королеву должна играть только Инна Чурикова.

Мы тогда много говорили о будущем спектакле. Я попросил автора сделать ряд дополнений в текст, которых прежде не было. Так появились сцены, где Черчилль говорит о Сталине, Макмиллан — о Гагарине, Тэтчер — о Горбачеве, а Кэмерон — о Путине. В британской версии единственное упоминание о России было в словах королевы: «Русский царь считал, что в Шотландии гораздо холоднее, чем в Сибири».

— Инна Чурикова, кажется, обладает даже внешним сходством со своей героиней…

— Дело, конечно, не в сходстве, а в ее большом таланте. Я уже давно ищу в артистах не столько внешнее сходство с героем, сколько внутренние возможности для его постижения — талант, ум, сообразительность. Когда артист по-настоящему творчески работает над ролью исторического персонажа, он делается на него и похожим — я давно это заметил. А если к этому добавить еще кое-что… то он делается чрезвычайно похожим.

— А Тереза Мэй и история с «Брекзитом» будет отражена в вашей постановке?

— Со временем, ближе к осени. У нас уже есть актрисы на роль Терезы Мэй, готовы костюмы...

— Глеб Анатольевич, как вам кажется, есть ли преемственность у «Аудиенции» с какими-то вашими театральными работами?

— Пожалуй, есть, но с сериалом: «Романовы. Венценосная семья». Я был бы неискренен, если бы не признался, что королева Елизавета II заинтересовала меня еще и потому, что она -— внучатая племянница последнего российского императора Николая II, который был двоюродным братом ее дедушки короля Георга V. Кстати, кузены были очень похожи! У меня в «Романовых…» есть сцена — она не вошла в сериал, — в которой Георг V рассказывает секретарю о своей помолвке, на которую он пригласил и своего кузена, Николая II.

Подвыпив, гости поздравляли российского монарха с будущим счастливым браком, а у Георга V интересовались положением дел в Российской империи.

— Какое участие в постановке «Аудиенции» принял фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт»?

— Самое непосредственное:

фонд профинансировал всю постановку, стал нашим генеральным спонсором, что дало нам возможность без проволочек приступить к работе, которая сейчас завершается.

За что мы глубоко признательны лично Алишеру Бурхановичу Усманову.

— Как вам работается на сцене Театре Наций?

— Я восхищен тем, как работает этот театр: в этом сезоне мы — восьмая премьера! Вот это продуктивность!.. У них замечательный коллектив, которым руководит выдающийся актер Евгений Миронов, и очень хороший директор театра — Мария Евсеевна Ревякина. Жаль только, что в Театре Наций нет своей постоянной актерской труппы.

— Но это новый формат театра — проектная площадка, которую московские власти, например, считают очень перспективной.

— Но я не «московские власти», а всего лишь любитель театра и режиссер-постановщик, мне дорог и нравится репертуарный театр!

Тем более репертуарный театр не значит замшелый или плохой. Он способен не только развиваться, но и обновляться.

Посмотрите на «Гоголь-центр» — теперь это современный театр, один из самых известных и успешных в Москве, но труппа там — есть. Притом что обновление и изменения в нем прошли кардинальные. Этот пример нам показывает, что актуальность театра зависит не от формата его работы, а прежде всего от художественного руководителя.

Новости и материалы
В Минобороны отчитались о сбитых за ночь украинских беспилотниках в России
Названа площадь земли, за которую некоторые категории граждан могут не платить налог
Байден резко осудил массированный удар ВС РФ по Украине
Стало известно, сколько россиян использовали карты UnionPay для оплаты за рубежом
Володин представит Россию на инаугурации Мадуро
В Индии агрессивные макаки захватили деревню
Россиян предупредили об опасности новогодних ароматизаторов
Операторов связи могут обязать отключать связь абоненту по требованию ведомств
В Москве ожидается гололедица и до -2°C
В Воронежской области сбили украинский беспилотник
В борьбе с дропперством могут пострадать россияне
СК подозревали задержанного топ-менеджера «Ростелекома» в попытке бегства на Украину
Депутат Рады объяснил, зачем Зеленскому нужны ТЦК
В Подмосковье загорелся торговый центр «Кузьмич»
Российские войска заняли еще один населенный пункт в Харьковской области
Леопарды таскают собак в трех приморских селах
Дипломат назвал недалекими обвинявших Лаврова в дезинформации на СМИД ОБСЕ
Мужчина в Иркутской области из мести поджег автомобиль матери своего ребенка
Все новости