Судьба всероссийского смотра, длившегося несколько месяцев, оказалась в руках вполне интеллигентного музыкального жюри, в составе которого не было завзятых обскурантов, а были люди, готовые видеть и понимать разное. Результаты в целом оказались достаточно взвешенными. Резкому оспариванию они не подлежат — за исключением пары моментов. А что и в случае согласия нужно оценивать некоторые премии встречным вопросом «А что ж этому (или тому) не дали?» — так подобные реплики возникают на каждой «Маске». Это нормально: значит, конкуренция удачных спектаклей и впрямь была сильной.
Первые награды традиционно выдали в номинации «Оперетта-мюзикл».
Приз за лучшую женскую роль получила Мария Бьорк, в мюзикле «Преступление и наказание» сыгравшая Соню, но не девушку времен Достоевского, а нашу современницу, характер которой, кажется, состоит из одних острых углов. Лучшую мужскую роль в оперетте/мюзикле, по мнению жюри, сделал Виктор Кривонос (Аполлон Аполлонович Аблеухов) в спектакле «Белый. Петербург» (Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург). Броскому исполнению роли сановного старика, живущего накануне исторических перемен, могли бы позавидовать даже старые мхатовцы. Кривонос еще и внушительно спел. Правда, и конкуренты у него были неслабые, например молодой Владимир Садков, сыгравший гаерного Аблеухова-младшего в том же спектакле. Мюзикл по роману Андрея Белого взял и дирижерский приз — его получил Андрей Алексеев.
Тенденция обращения к мюзиклу в драматических театрах усиливается год от года.
Вручаемая теперь на «Маске» премия за лучшую роль второго плана в оперетте-мюзикле досталась Владимиру Гальченко из Самарского театра драмы (Князь Серпуховской в «Истории лошади»). Можно, конечно, спорить, насколько хорош был вокал Гальченко, но в разряде «поют драматические актеры» он был на своем месте.
Роман Феодори получил приз за режиссуру мюзикла «Биндюжник и король» (Театр юного зрителя, Красноярск). Сам мюзикл объявлен лучшей постановкой. Феодори и впрямь сделал изысканный спектакль, повесть о грубых людях и тяжелых нравах, похожую на сон или мираж. Честно говоря, у этой работы не было конкурентов.
В женской балетно-танцевальной номинации, как и в мужской, благодаря странным объединяющим правилам «Маски», сошлись исполнители и балета, и современного танца. Хотя сравнивать несравнимое — что скрещивать ежа с ужом. Всех обошла Виктория Терешкина, прима Мариинского театра, — за уверенно сделанную партию в неоклассическом балете «Скрипичный концерт номер 2». Хотя блистательная прима Большого театра Екатерина Крысанова с ее инфернальным чувством «декадентского» стиля в «Ундине» вполне могла бы обойти северную конкурентку.
Зато не вызывает вопросов награда искрометного Игоря Булыцына (Меркуцио) в балете «Ромео и Джульетта» (Театр оперы и балета, Екатеринбург).
Как несомненна и победа — в конкурсе балетных постановок — самого уральского спектакля, построенного на современных реминисценциях старинных представлений в шекспировском театре «Глобус» (хореография Вячеслава Самодурова, который уже владеет коллекцией «Золотых масок»). А самая забавная по обстоятельствам и одновременно несомненная награда (за управление «Ундиной» на музыку Ханса-Вернера Хенце) ушла к дирижеру Павлу Клиничеву: он соревновался сам с собой в трех разных спектаклях.
Спорной кажется премия хореографу Антону Пимонову за «Скрипичный концерт номер 2» в Мариинском театре — вторичный и оттого несколько унылый опус, перепевающий Баланчина.
Это, видимо, поощрение отечественного производителя, потому как награждать чудесный балет Большого театра «Совсем недолго вместе» — значит еще раз признать и без того всемирно признанный талант крупных европейских хореографов. В номинации «Лучший спектакль современного танца» выиграла постановка «Все пути ведут на Север» (Камерный балет «Москва») — качественная работа хореографа Карин Понтьес, итог закрепленной исполнительской импровизации. Балет «Москва» представляет спектакль для семи танцовщиков как «нежную историю о том, что в каждом большом и сильном мужчине живет маленький мальчик». Но жаль, что жюри никак не отметило трагикомический, остроумный балет Андрея Кайдановского «Чай или кофе?».
Самые предсказуемые решения приняты в опере, конкурс в которой в этом году превзошел все ожидания по качеству.
Певица Надежда Павлова с ее чистым и звонким тембром награждена за Виолетту в пермской «Травиате» Уилсона. Представить, что кто-нибудь кроме Павловой получит награду, было невозможно — после громких восторгов прессы и общественности. (Кстати, сам Уилсон награжден за свою медитативную «Травиату» только как художник по свету. Многие ожидали большего.) А конкуренция у пермской певицы была необычайно сильной. Положа руку на сердце, кто скажет, что «Маски» не достойны, допустим, Ксения Дудникова за Кармен в Екатеринбурге, Надя Михаэль за Катерину Измайлову в Большом или Диляра Идрисова за генделевскую Иолу в уфимском «Геракле»?
Та же картина в мужской номинации. Лауреат Липарит Аветисян (Шевалье де Грие, «Манон», Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко) был прекрасен в этой партии. Но не менее хороши Дмитрий Белосельский (Мефистофель в «Осуждении Фауста», Большой театр) и Джон Дашак (Сергей в «Катерине Измайловой» Большого театра), многие солисты генделевской «Роделинды» в том же ГАБТе. Трудно представить, как жюри выбирало из этого блистательного списка. Зато «Роделинда» закономерно выиграла по линии режиссуры оперных спектаклей, а также и конкурс самих спектаклей. Две награды-маски уедут в Лондон к постановщику Ричарду Джонсу.
Жаль только, что гангстерская «черная комедия», парадоксально совпавшая с музыкой Генделя, прекрасно сыгранная оркестром и стильно спетая, уже не числится в афише Большого театра.
Специальными премиями музыкального жюри отмечены танцевально-концептуальный спектакль «The_Marusya» (компания «Диалог Данс», Кострома), за нетривиальный ход и творческий риск: действующая на сцене героиня — менеджер «Диалог Данса». И спектакль «Геракл» из Башкирского оперного театра — видимо, тоже за смелость, что берет города: Гендель в Уфе — это круто. И вообще, нужно же отметить тенденцию — явное внимание наших театров к опере восемнадцатого века.
Лучшим художником в музыкальном театре признана Этель Иошпа с ее впечатляющими отзвуками живописи Климта ( «Саломея», театр «Новая опера», Москва). А лучшей работой композитора назвали масштабную музыку Эдуарда Артемьева к мюзиклу «Преступление и наказание» — хотя на победу в этой номинации вполне мог бы претендовать Александр Маноцков со своей продвинутой «Снегурочкой» (театр «Старый дом», Новосибирск). Впрочем, художник по костюмам Елена Турчанинова, искусно слившая в единое целое фольклор и винтаж, получила за «Снегурочку» свою маску.
Самое главное — этот тонкий, новаторский и уютный спектакль выиграл конкурс «Эксперимент», в котором голосуют оба жюри, драматическое и музыкальное.
А про награду Теодору Курентзису (за «Травиату») можно не распространяться. Если Курентзис есть в списке номинантов (а он всегда там будет, если участвовал в очередной премьере), без премии наш дирижер не останется.