Члены двух экспертных советов — «драматический» и «музыкальный» — в течение года летали от Калининграда до Владивостока в поисках спектаклей, достойных главной театральной награды страны. В результате были отобраны 20 драматических спектаклей, 4 спектакля кукольных, 10 опер, 7 балетов, 5 работ в области современного танца и 5 спектаклей, попавшие в номинацию с говорящим названием «Эксперимент». Первой в столице появится «Королева индейцев» в исполнении Пермской оперы — эта гастроль на одноименном премии фестивале состоится 23 декабря в Большом театре. Основную же часть номинированных спектаклей можно будет увидеть в столице в марте — апреле будущего года; раздавать же награды «Золотая маска» будет 18 апреля.
В драме без драм
Ну или почти без. Номинации получили практически все, кто того заслуживал. Поклонники Театра им. Маяковского очевидно огорчатся отсутствием в шорт-листе спектаклей худрука Миндаугаса Карбаускиса «Кант» или молодого Никиты Кобелева «Бердичев»; все остальные ньюсмейкеры в шорт-листе присутствуют. Есть тут и мэтры, классики, строители (Лев Додин с «Вишневым садом» в МДТ, Генриетта Яновская — «С любимыми не расставайтесь» в московском ТЮЗе, Сергей Женовач — «Записки покойника» в Студии театрального искусства). Есть и режиссеры, которые взрывают «традиции» и пользуются репутацией бунтарей-разрушителей, хотя давно уже выстраивают свои — просто непохожие на академические — театры.
Константин Богомолов обеспечил шорт-листу два спектакля («Гаргантюа и Пантагрюэль» в Театре Наций и «Карамазовы» в МХТ), Кирилл Серебренников представлен «(М)учеником» в Гоголь-центре, Андрий Жолдак — «Мадам Бовари» в петербургской Русской антрепризе имени А. Миронова, Андрей Могучий — «Алисой» в БДТ, а Клим — «Возмездием 12» в Центре драматургии и режиссуры.
Не забыто и самое свежее поколение режиссеров, которому по традиции дают резвиться в номинации «Эксперимент», — Юрий Квятковский с «Норманском» по «Гадким лебедям» братьев Стругацких, который играется на всех пяти этажах Центра им. Мейерхольда, Семен Александровский с «Присутствием» Группы юбилейного года в Театре на Таганке и Дмитрий Волкострелов с «Лекцией о ничто» в исполнении петербургского театра POST; кстати, его же «1968. Новый мир» на Таганке был снят с конкурса дирекцией театра с объяснениями, что из-за ремонта работа не может быть показана на фестивале.
Приедут спектакли из Якутска, Воронежа, Перми, Екатеринбурга и Новосибирска;
общую картинку украсят два иноземных умника-шоумена, вписавшиеся в нашу реальность: Робер Лепаж, поставивший «Гамлет. Коллаж» в Театре Наций, и Деклан Донеллан с «Мерой за меру» в Театре Пушкина.
В частных номинациях представлены 11 актрис — от Елизаветы Боярской («Вишневый сад») до Алисы Фрейндлих («Алиса»), и 12 актеров — от Евгения Миронова («Гамлет. Коллаж») до Виктора Вержбицкого.
Споемте, друзья
В музыкальных номинациях — одна маленькая сенсация и одна маленькая же ошибка. Сенсация — в шорт-листе «оперетта-мюзикл»: рядом со спектаклями пермского Театра-Театра («8 женщин»), краснодарского Музыкального театра («Гоголь. Чичиков. Души»), Гоголь-центра («Машина») и петербургской Музкомедии («Чаплин») числится спектакль Московского театра оперетты «Бал в Savoy».
В прошлом сезоне директор Московской оперетты Владимир Тартаковский громко заявлял о том, что его театр никогда не будет участвовать в «Золотой маске» (ему, надо сказать, давно не доставалось призов). Экспертам, которые в любом случае должны представить полную картину сезона, пришлось покупать билеты в этот театр, а не ходить по приглашениям директора, как это бывает обычно.
При этом, заплатив за счастье Московской оперетты, они обнаружили, что один из спектаклей театра таки заслуживает того, чтобы попасть в шорт-лист; любопытно, согласится ли теперь театр любезно принять участие в фестивале.
В оперных и балетных номинациях — никаких сенсаций: лучший музыкальный театр производят все те же хорошо известные труппы. Естественно, номинированы две пермские премьеры — «Королева индейцев» и «Носферату» (и Теодор Курентзис за работу в обоих спектаклях). Также естественно, что в шорт-листе появилась эффектно-изобразительная «Аида», поставленная Петером Штайном в Музыкальном театре, и «Отелло» в Мариинском театре, сотворенный Василием Бархатовым.
И потанцевать
Среди балетов экспертный совет отметил «Даму с камелиями» Джона Ноймайера и «Укрощение строптивой» Жана-Кристофа Майо в Большом театре, одноактные балеты Ханса ван Манена и «Инфру» Уэйна Макгрегора в Мариинском, «Цветоделику» Вячеслава Самодурова в Екатеринбурге, баланчинскую «Симфонию в трех движениях» в Перми и «Восковые крылья» Иржи Килиана в московском Музыкальном театре. При этом эксперты решительно отказали во внимании сэру Фредерику Аштону: несмотря на то что три спектакля английского классика были поставлены в Петербурге (один в Михайловском, два в Мариинском театре), ни один из них не попал в короткий список. Причин тому может быть две — либо экспертный совет просто побоялся показаться недостаточно продвинутым, привечая «архаический» балет, или эксперты в очередной раз не смогли договориться о том, что считать современным танцем.
Балет «Белая тьма» Начо Дуато, поставленный в Михайловском театре, почему-то оказался именно в этой категории contemporary — вот тут уж продвинутые эксперты оказались недостаточно продвинутыми, чтобы согласиться с классификацией современного танца, которая в Европе существует уже лет тридцать, если не более.
При этом рядом с витыми, гнутыми, но безусловно классическими танцами Дуато в той же номинации — старейшина contemporary dance Каролин Карлсон («Женщина в комнате» для Дианы Вишневой), «Глазами клоуна» Алексея Расторгуева в одной из старейших российских трупп контемпорари «Балет Евгения Панфилова», а также жесткий и саркастический «InTime 2» французского мэтра Пала Френака в екатеринбургском ТанцТеатре и выдающаяся, странная и завораживающая работа Анны Абалихиной на Новой сцене Александринки («Экспонат. Пробуждение»).
Что новенького
В этом сезоне «Золотая маска» впервые объявила и лонг-лист: на сайте премии теперь можно ознакомиться со списком спектаклей, которые до последнего момента находились в поле зрения экспертных советов — то есть их обсуждали до финала, а не просто посмотрели, ужаснулись и забыли. Таковых почти двести штук —
то есть некоторые театры, не попавшие в шорт-лист, могут утешиться хотя бы тем, что их вообще приняли всерьез.
Впрочем, некоторые из них появятся в программе «Маска плюс», расписание которой будет объявлено в начале декабря. И еще одна новость: весной во время фестиваля некоторые спектакли, привезенные в Москву, будут транслироваться в кинотеатрах российских регионов. Билеты на «Королеву индейцев» начнут продавать 15 ноября; на другие спектакли — уже после Нового года.