Около двух месяцев назад дирекция Каннского фестиваля шокировала будущих зрителей, объявив имя президента жюри: комиссию судей, полный состав которой до сих пор не объявлен, возглавит Стивен Спилберг, король Голливуда, в котором далеко не все — даже поклонники — готовы видеть представителя авторского кино. Гадать о том, какие фильмы ему понравятся, начали уже тогда. Теперь же настало время для объявления полного списка картин, которые Спилбергу предстоит посмотреть и оценить.
Ровесников председателя жюри и режиссеров сопоставимого масштаба в конкурсе почти нет:
разве что Роман Полански, поставивший после «Резни» киноверсию еще одной прославленной пьесы, мазохистической «Венеры в мехах», и братья Коэны, чью предыдущую картину Спилберг продюсировал. Впрочем, даже не посмотрев их новый фильм «Внутри Льюина Дэвиса», посвященный нью-йоркской фолк-сцене, можно заранее усомниться в нем как в претенденте на главный приз: Коэны, каннские ветераны и многократные лауреаты, давно приезжают сюда скорее в статусе почетных гостей. То же самое касается и Полански, получившего больше десяти лет назад «Золотую пальмовую ветвь» за «Пианиста».
Ни «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего, ни «Нимфоманки» Ларса фон Триера в конкурсе не обнаружилось.
Увы, заранее было известно, что работы по завершению фильма российского мастера затянутся едва ли не на все лето, а продюсеры Триера еще в феврале растерянно разводили руками: первая версия картины длится семь часов и настолько хороша, что сокращать буквально нечего! На месте каннских отборщиков я использовал бы все легальные и нелегальные инструменты давления, чтобы вынудить скандально известную «персону нон грата» отдать полную версию своей картины хотя бы для спецпоказа, но те, судя по всему, настаивать не стали. Жаль, был бы шанс всерьез удивить Спилберга.
Нет в программе новых лент Джима Джармуша, Ари Фольмана, Пон Чжунхо и других традиционных каннских фаворитов. Неясно, были ли их фильмы настолько несовершенны, что не смогли удовлетворить придирчивую комиссию, или картины не успели к окончанию отбора.
Не исключена и третья версия: какая-то из этих работ всплывет в программе в последний момент, на правах сюрприза.
Пока что в списке преобладают режиссеры средних лет и средних же способностей, составляющие фон любого приличного фестиваля, но вряд ли наделенные даром как-то влиять на развитие мирового кинематографа. Француз Арно Деплешен («Джимми П.») снял первый фильм на английском, его тезка и соотечественник Арно Де Пальер экранизировал повесть Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас».
Франция традиционно представлена обильно: к двум Арно добавились свояченица экс-президента Никола Саркози Валерия Бруни-Тедески с лентой «Замок в Италии» и неизменный Франсуа Озон, чей предыдущий фильм «В доме» вышел совсем недавно, прошлой зимой, — но плодовитый автор успел в Канны с новой картиной «Молода и прекрасна». Похоже, если не будущее, то настоящее — за такими мастеровитыми и работящими людьми, способными удовлетворить нужды всех фестивалей разом.
В конкурс наравне с Озоном попали и былой постмодернист Такаси Миике («Соломенный щит»), заделавшийся в последние годы знатоком самурайской этики,
и Стивен Содерберг, вроде бы заявивший об уходе из профессии, но не выдержавший и двух месяцев после премьеры предыдущего триллера, — его очередная лента называется «За канделябрами».
Из Японии наряду с Миике приедет склонный к психологическому кино Хирокадзу Коре-Эда («Как отец, как сын»). Из Штатов кроме Содерберга — его ровесник и коллега по «независимому мейнстриму» Александр Пэйн («Небраска»), а также фаворит французской критики, до сих пор мало знакомый и не слишком интересный американскому зрителю, отдаленный наследник «Нового Голливуда» Джеймс Грей («Иммигрант»). Европу кроме вышеназванных представят голландец Алекс Ван Вармердам («Боргман») и итальянец Паоло Соррентино («Великая красота»), вернувшийся на родину после не слишком триумфальной работы в Америке. Напротив, датчанин Николас Виндинг Рефн после успеха триллера «Драйв» снял очередной остросюжетный фильм на американском материале — «Бог простит»; в главной роли все тот же Райан Гослинг.
Самыми интригующими конкурсантами пока что выглядят трое.
Первый — китаец Цзя Чжанке, обладатель «Золотого льва» и лидер современного авторского кино у себя на родине, в фильме «Печать греха» неожиданно обратившийся к жанру исторического приключенческого эпоса. Второй — француз Абедллатиф Кешиш, долгое время бывший любимцем фестивалей и критиков, а потом отвративший и их своим радикализмом; его новая эротическая драма «Жизнь Адель» длится больше трех часов. Третий — единственный иранец, получивший «Оскара», Асгар Фархади, с картиной «Прошлое»; в центре его новой психологической ленты, снятой во Франции, — история еще одного развода.
Особого внимания заслуживает и полнометражный дебют Таисии Игуменцевой «Отдать концы» — трагикомический апокалипсис в масштабах одной деревни.
В прошлом году студентка ВГИКа получила главный приз короткометражного конкурса «Синефондасьон», и по правилам Канн ее первый большой фильм взят в официальную программу — правда, не в конкурс, а на спецпоказ. С другой стороны, в конкурсе дебютов «Золотая камера» Игуменцева участвует и на этот приз может претендовать. «Отдать концы» — единственный российский фильм в Каннах-2013.
В параллельной секции «Особый взгляд», жюри которой возглавит датчанин Томас Винтерберг, будет показан новый фильм Софии Копполы «Элитное общество». В этой же программе — пять дебютов, так что есть повод надеяться на что-то непредсказуемое и яркое. В ближайшие дни каннская программа будет пополняться: еще не объявлены фильмы «Двухнедельника режиссеров» и «Недели критики».