Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Все мы «из бывших»

Журналист, писатель

Сейчас стало модно заниматься семейной историей, выстраивать генеалогическое древо, разбирать старые письма и дневники, вывешивать на стену фотографии дедушек-бабушек, а кому повезет — пра- и даже пра-пра. Хотя, конечно, несправедливо называть просто модой это прекрасное движение души, эту достройку своего нынешнего «я» через прошлое своей семьи. Занятия семейной историей популярны и в Европе, во Франции это называется «devoir de mémoire» — долг памяти.

Это прекрасно. Это необходимо. Потому что старая песенка о том, что жизнь — это миг между прошлым и будущим, — трактует ситуацию совершенно правильно. Банально? Но мы часто называем, вернее обзываем, банальностью и даже пошлостью то, что нас пугает в своей непреложной истинности.

Придумываем обидные слова — от собственной обиды.

Меж тем как этот самый миг — это «длящееся настоящее», этот present continuous нашего бытия — устроен довольно интересно. Древние греки, а также некоторые древние индийцы представляли дело таким образом. Человек стоит в потоке времени спиной к течению. Он не видит событий, которые мчатся на него в реке времен. Он начинает их ощущать, видеть, обдумывать только тогда, когда волна событий накатывает на него. Именно поэтому древнегреческое наречие «сзади» означало еще и «в будущем».

Волна событий, если продолжать эту метафору, недолго остается рядом, она уносится в прошлое, но мы ее отчетливо видим, потому что она еще рядом с нами. Так что, когда мы глядим вдаль — вдоль течения реки времен, — мы глядим в прошлое. Вот эта часть времени, которая закончилась только что, только что прошла через нас, до которой можно дотянуться нашей свежей памятью, и есть «длящееся настоящее», которое превращается в несомненное прошлое уже там, далеко, когда контуры предметов размываются и накладываются друг на друга.

В общем, расширяя свои знания о прошлом, мы тем самым расширяем свое настоящее.

А настоящие, помогающие жить знания о прошлом, всегда конкретны. Это не учебник истории в последней редакции, одобренной высшими инстанциями. Это история собственной семьи. Своего квартала, города, региона. И вот так постепенно можно будет добраться до истории всей страны, всего народа.

А значит, и до ощущения страны. До осознания себя как народа.

Поэтому нужно восстанавливать семейную память.

Но боже мой, как это трудно!

Особенно нам, в России.

Года полтора назад я разговорился об этом с одним бельгийцем. Речь зашла о поколениях предков. В его ответе прозвучала цифра семь. «Семь поколений? — спросил я. — Ого! Это очень много.

Я могу говорить о четырех поколениях, считая себя самого. То есть до прадедушки. Моя жена в этом смысле счастливее — она знает родственников чуть ли не в шести поколениях».

Бельгиец смутился, вежливый человек, и негромко вымолвил: «Нет… Семь веков, я хотел сказать…» При этом он вовсе не был аристократом, каким-нибудь бароном или графом, ничего подобного. Но — родословная с XIV века. «Как же так?» — «Да сам не знаю. Ничего особенного. Просто у нас хорошо велись метрические книги. Хранились в церквах. До сих пор там хранятся».

Особенность лишь в том, что через его страну столетиями прокатывались разрушительные войны — начиная со Средних веков и кончая Второй мировой. Метрические книги, однако, сохранились. А в нашей стране есть города и села, к которым неприятель и близко не подходил: ни Тохтамыш, ни королевич Владислав, ни Наполеон, ни Гитлер. При этом они выглядят так, как будто их недавно разбомбили…

Однако надо честно сказать: метрические книги, архивы и, главное, семейные истории в России на протяжении веков сохранялись не хуже, чем в какой-нибудь Бельгии и вообще в Европе. Может быть, даже лучше. Тут дело не в каком-то там «неправильном генотипе» русской памяти — стыдно так думать! Дело в катастрофе 1917 года и последующих десятилетий.

Из моих семейных воспоминаний. В раннем детстве я ходил в гости к маминым друзьям, в большую коммунальную квартиру. В этой семье хранилась старинная шпага — спрятанная за шкафом. «Раньше мы ее прятали в глубине дивана, но теперь более спокойные времена», — сказала хозяйка. «Это ваша?» — «Нет, соседская».

Шпага эта принадлежала знаменитому русскому флотоводцу XVIII века, именем которого украшена карта северных морей. В тридцатые годы его единственная наследница, старуха, жившая в соседней комнате, устрашенная судьбой своих сослуживиц, которые полетели со службы, а кое-кто и в ссылку как люди неправильного классового происхождения, эта старуха уничтожила свой семейный архив.

Пергаменные грамоты с царскими печатями она жгла на черной лестнице в железном помойном ведре, предварительно изрезав на мелкие кусочки.

Разорвать не получалось, ибо пергамен прочен — это особым образом выделанная телячья шкура. Изрезала в клочки — боялась, что кто-то вдруг заметит нечто с двуглавым орлом и донесет, что Вера Петровна — «из бывших». Шпагу наша знакомая выпросила у нее под страшную клятву, что не выдаст, у кого взяла. Шпага сохранилась. Царские грамоты улетели в лестничный проем сизым пеплом.

Сколько имен, и славных на всю Россию, и дорогих только своим близким, но равно необходимых истории, упало в эту бездну. В бездну страха оказаться «лишенцем», «поповичем», «кулаком», «из дворян», «из купцов», «из немцев», «из евреев», «из проживавших на временно оккупированной территории», «из репрессированных» и так далее — длинный список категорий, принадлежать к которым было опасно.

Люди скрывали свое происхождение, скрывали названия городов, где родились, выдумывали биографии предков. Расстрелянный красными купец становился умершим от тифа продавцом, например. Но люди не просто страшились репрессий — они еще брали пример с власти, с ее вдохновенной лжи о прошлом, с ее планомерного истребления памяти, начиная от вымарок в учебниках и кончая сиротами в детских домах, не знавшими правды о судьбе своих родителей.

Но нет зла, которое длилось бы сто лет.

Наше зло начало заканчиваться в 1989 году, когда случились первые за 70 лет хоть чуточку свободные выборы с хоть чуточку свободной, а по сравнению со всеми съездами и советами советской поры — с невероятно свободной трибуной. Показательно, что в перестроечном СССР почти одновременно возникли две практически одноименные институции — общество «Память» и общество «Мемориал».

Восстановление памяти оказалось болезненным. «Мемориальцев» обвиняли в завышении масштабов советских репрессий, «памятистов» — в русском национализме, и тех и других — в очернении советского периода.

Всякий раз, когда политическая ситуация хоть чуточку обостряется, начинаются скандалы по поводу прошлого.

Невольно вспомнишь двусмысленное изречение Замятина: «У русской литературы одно будущее — это ее прошлое». Иногда кажется, что такое же будущее у русской политической истории, причем опять же в обоих смыслах, — рыться в архивах Чека и ЦК ВКП(б) и вновь возвращаться к чекистско-большевицкой реальности.

Выход из политической свары довольно прост, хотя требует немалого мужества. Но уже не от государства и его глашатаев с их вечным «мы-то понимаем, но народ нас не поймет». Мужество требуется от каждого отдельного человека, и пусть это станет его личным выбором, его собственным преодоленным страхом и взятым на себя риском: бояться притронуться к семейному альбому, схоронить его задвинутым за давно не раскрываемую энциклопедию или все-таки раскрыть и вглядеться в лица и судьбы предков.

Недавно Владимир Яковлев, создатель и первый редактор газеты «Коммерсантъ», опубликовал проникновенный текст о своем дедушке, который был чекистским палачом, о дедушкиной просторной квартире, которая была реквизирована у какого-то (скорее всего, расстрелянного) купца, об уютном диване, который тоже был у кого-то отнят, и о том, что дедушку спас от смерти Дзержинский, и как теперь с этим жить?

Жить и помнить, вот как. Ведь как просто! Тем более что ситуация Владимира Яковлева в какой-то мере исключительная: большинство палачей той эпохи сами стали жертвами палачей второго призыва. Он пишет, что весь российский народ состоит из палачей (наследников палачей) и жертв (наследников жертв).

Уникальность трехпоколенного российского геноцида, который пережили все наши семьи, на самом деле, увы, не так уж уникальна.

Вся Европа, Азия, Африка и Латинская Америка (про США и Австралию не знаю точно) раскрывает перед нами ту же самую картину. Палачи, колонизаторы или в крайнем случае беспощадные эксплуататоры. Все жители означенных континентов, регионов и цивилизаций — потомки оккупантов и партизан, коллаборантов и сопротивленцев, операторов газовых камер и евреев, помещиков и крепостных, феодалов и сервов, «сахибов» и их рабов, наконец — безжалостных грабителей-фабрикантов и нищих ограбленных рабочих.

Мы тут неуникальны. Но мы упорно называем себя уникальными, и вот почему. Потому что мы до сих пор не разорвали этот кошмарный садомазохистский симбиоз палачей и жертв. Мы все еще боимся бередить прошлое. И в этом смысле мы действительно уникальны, хотя эта уникальность опасна для нации.

Не для ее будущего, а для ее настоящего.

Прошлое, особенно столь недавнее, отдаленное от нас всего на два, много — на три поколения, это и есть наше «сегодня», наше «здесь и сейчас».

Будущего как категории реальности нет. Это фантазм, прожект, агитка, а на самом деле это все равно будет неожиданность. Задача — освоить наше «сейчас», в котором отражено наше «вчера». Без этого «вчера» мы получим зеркало, в котором не отражается буквально ничего, получим предвосхищенную Байроном «тьму без темноты, бездну пустоты… Ни жизнь, ни смерть — как сон гробов, как океан без берегов, задавленный тяжелой мглой, недвижный, темный и немой» (перевод В.А. Жуковского).

В этом мглистом мире нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Но если мы надеемся дожить до завтра, нам придется вновь испытать всю вчерашнюю боль, хотя бы символически, перебирая письма и документы и переосмысливая судьбы наших отцов, дедов и прадедов.

Новости и материалы
Маск призвал США сократить расходы, чтобы спастись от банкротства
Россиянам запретили пользоваться ранее работавшим в IOS 18.2 ChatGPT
Оппозиция в Молдавии опротестует результаты выборов
Стал известен клуб, в который должен был перейти Дзюба вместо «Акрона»
В Узбекистане осудили мужчину за участие в СВО
В сети не узнали повзрослевшую дочь Ольги Шелест: «Невероятная»
Девятимесячная девочка получила ожоги из-за упавшего чайника с кипятком
Россиянам объяснили, какой двигатель самый надежный
Стало известно, какие продукты чаще всего заказывают в Москве и Петербурге
В России попросили ограничить распродажи на маркетплейсах
В подполье заявили об иностранцах среди украинских военкомов
«Остается любовь к Богу»: Гарик Burito назвал секрет счастливого брака
Uniper выплатила Германии компенсации в рамках претензий к «Газпрому»
Маск рассказал о последствиях победы Харрис на выборах в США для всего мира
Отбор газа из европейских подземных хранилищ существенно превысил закачку
Одна из крупнейших нефтяных компаний мира начала резко терять прибыль
Правительство РФ не поддержало получение российского гражданства за границей
Егор Крид обратился к хейтерам
Все новости