Если читать новости по тегу «прорубь», кажется, вся страна 19 января немного сходит с ума. Так, в подмосковной Власихе в ледяную воду окунулись более тысячи военнослужащих из Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) — интересно, были ли те, кто отказался, или ныряли по приказу? На полюсе холода в Оймяконе при температуре минус 55 в прорубь допустили окунуться даже детей. Москвичи, забыв о Третьяковке, выстраивались в очередь к иорданям и охотно делились своими селфи на фоне проруби в соцсетях.
Звезды и политики, демонстрируя модные купальники, радовали журналистов откровениями, что рады приобщиться к многовековой русской традиции…
Конечно, никакой такой многовековой традиции нет. «Традиция эта сравнительно новая, — напоминает протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ. — Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались».
Воду в иорданях святили — это да, потом верующие, отстояв службу, разносили ее из храмов по домам, а вот массово сигать в прорубь начали где-то в 1980-х, когда в стране возродился массовый интерес к церкви. Причем тогда это было нечто вроде диссидентского жеста: обошел крестным ходом храм на Пасху, нырнул в иордань на Крещение — вроде как и показал фигу безбожному государству.
Позже, после развала СССР, к духовности потянулись и официальные лица. В свое время Виктор Шендерович вспоминал, как весной 1994 года в Кремле отмечали Пасху:
«Кремль, Соборная площадь; из церкви, под перезвон колоколов, при большом скоплении народа выходят президент и патриарх. И Борис Николаевич, расчувствовавшись, говорит:
— Россияне! Поздравляю вас с Пасхой — и, значит, с рождением Христа!
Как говорится, чтобы два раза не вставать.
Примерно в то же благословенное время в церковь рангом поменьше, собрав вокруг себя побольше телекамер, пришел Жириновский. Пришел, решительным шагом прошел к образам, собрал в горсть пальцев… сколько Бог дал… и начал класть на себя крест.
Путь ото лба к животу Владимир Вольфович прошел безошибочно, а потом задумался. Стоит, жменю у пупа держит и к которому плечу ее вести — не знает, благодетель.
Впрочем, наш брат журналист тоже отличился на ниве православия. Пасхальный репортаж из Елоховского собора корреспондент НТВ закончил так:
— Христос воскресе! С места события — Иван Волонихин…»
Может, писатель что и присочинил в этом сюжете, но дух постсоветского неофитства уловил очень верно.
Сегодня купание в проруби стало скорее одним из зимних развлечений, разрешенным ритуалом с модным патриотическим уклоном — дескать, знай наших, куда там мерзлявым европейцам и прочим слабакам. А священники хоть и жалуются, что «все чаще люди приезжают на купели не по религиозным соображениям, а с целью получить адреналин, испытать чувство экстрима, после возлияния спиртными напитками показать, что им не слабо занырнуть в холодную воду, тем более в Крещение», но и отговаривать купающихся не спешат.
Картинки больших масс крестящихся полуголых людей, от которых на морозе идет пар, вероятно, производят куда большее впечатление на наблюдателей, наших и западных, чем скромная служба в храме.
Конечно, самый интересный вопрос, почему эта новая крещенская традиция стала такой массовой именно у нас, в стране бывших безбожников? Самый простой ответ на него: именно потому и стала, что православные традиции в ней были грубо прерваны на долгие годы. На смену им в СССР официально провозглашалась вера в победу коммунизма, неофициально — процветали суеверия. Когда Страна Советов распалась и церковь реабилитировали, все это и вылилось в тот самый микс, который мы наблюдаем последние годы.
Для неофитов ритуал всегда привлекательнее сути, в нем главное — форма, а не содержание. И в крещенских купаниях этого ритуального символизма хватает с лихвой. Тут тебе и экстрим, и вера в чудо (с головой нырнешь — от всех грехов очистишься, а еще говорят, от болезней помогает), и массовость, и алкоголь как обязательный элемент праздника (святое же дело — для согрева). И все это не просто так, а вроде как богоугодное дело.
Как говорят мудрые священники, не стоит винить людей за подобное упрощенное отношение к вере — пришел человек к проруби за компанию и, вполне возможно, через эти внешние действия, сам того не осознавая, со временем придет и к Богу.
Ну а тем, кто к Богу не придет, тоже есть во что верить — если уж ритуал прыгать на морозе в ледяную воду собирает миллионы граждан, то, может, они и на что-то более серьезное способны, чтобы вытащить страну из «проруби».