Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Свобода колбасы и антиколбасы

Марина Ярдаева о том, как спекулируют высшими ценностями

Свобода — самый любимый политический аргумент. Чаще всего политики призывают что-либо делать именно ради нее, чтобы освободиться и быть свободными. Так как представление о том, что такое свобода, у всех разное, главное, намекают они, выбрать правильное определение. Забывая о том, что свобода — это не вопрос выбора и уж тем более не награда.

Допустим, вы обыватель. А все мы, если не обращать внимания на бездны вселенных в нас и всякие возвышенные порхания, — помимо прочего обыватели. Повседневность не отменишь. И вот вы как обыватель интересуетесь всякими скучными вещами. Например, почему ваш терапевт в районной поликлинике стал принимать в два раза реже, а когда все-таки принимает, то не лечит, а наоборот? Или реально ли в принципе найти такую работу, чтоб соблюдались всякие ТК РФ и при этом платились деньги? И как это так возможно, чтоб натуральное фермерское масло после морозилки да не крошилось?

И вот вам, обывателю, говорят, что все это презренно мелко, что есть вещи... Нет, даже не вещи, а нечто! Нечто более достойное звания человека и гражданина.

И вот вас (да что уж там — нас!) громко и самоотверженно к чему-то призывают: чем-то пожертвовать или о чем-то всерьез задуматься, проснуться там к новой жизни. И то ли манят вас-нас в какое-то утопическое гражданское общество, то ли требуют проникнуться патриотическим пафосом и ненавистью к врагам, то ли приглашают воспарить к идеальным платоновским космосам. И конечно, сулят награду. А суперприз — свобода!

Почему-то по умолчанию считается, что у вас, то есть нас, никакой свободы нет.

Тут сразу вопрос: а куда делась-то? И была ли вообще? Но ответы еще больше все в мозгах перемешивают. Некоторые считают, что свобода была, но мы обменяли ее на нефтедоллары. Другие обличают проклятых олигархов: якобы всю свободу они скупили на залоговых аукционах. Третьи копают еще глубже, убеждая, что свободу травили в нас столетиями, вспоминают монгольское иго, крепостничество, лагеря. Четвертые, нервно смаргивая, твердят что-то о мировой закулисе, жидомасонских заговорах...

Но о чем вообще речь? Как говорят сейчас на форумах, после того как холивар пошел на девятый круг, давайте определимся с терминами.

И тут затык. Потому что под свободой нынче понимают все что угодно.

Одни, подыгрывая низменным обывательским вкусам, заявляют, что свобода — это колбаса. Раньше был популярен мем про сто сортов, но нынче он почему-то уже неактуален. Другие с лопающимися от гнева праведного глазищами кричат, что свобода вообще ни разу не колбаса, но, что удивительно, от сервелатно-ветчинной параллели эти господа совсем не отказываются.

Просто они превращают ее в перпендикуляр, и выходит все ровно наоборот: свобода — антиколбаса.

Если связь свободы и колбасы кажется вам примерно такой же очевидной, как союз или антитеза счастья и табуретки, то вы, скорее, для колбасных господ слишком интеллектуально развиты. Такие манипуляции рассчитаны на совсем уж интеллектуально-девственных избирателей свобод.

Популярны спекулятивные размышления на тему тождества свободы и справедливости. Тут слышатся отзвуки чего-то такого романтического — робеспьеровского. Ну, помните же — равенство и братство, братство и равенство. Но как глашатай французской революции под справедливостью понимал очень далекие от нее вещи, так и наши радетели за свободу-справедливость подразумевают под ней порой что-то свое. Или что-то в духе социал-дарвинизма, когда справедливо, что выживает сильнейший. Или что-то вроде радикального социализма с лозунгами «Грабь награбленное».

Говорят, свобода — это возможность выбора. Точнее, выборов. Главное, говорят, чтобы они, выборы, были честными. И вот за это первым делом надо бороться не щадя живота. Но это нонсенс. Не потому что честных выборов не может быть. Очень даже может — раз в пять-шесть лет избираемым отчего бы и не порисоваться? Загвоздка в том, что честная победа в отсутствие адекватных конкурентов — это же ерунда какая-то. Попробуй заставь потом этого «честного» победителя честно решать насущные вопросы.

А есть мнение, что все это суета сует, а настоящая свобода — это что-то внутри. И при этом не селезенка. Это что-то такое тонкое-тонкое. И оно без шуток, конечно, есть, но... Тут два момента. Во-первых, у каждого эта свобода какая-то очень своя, и она не трансплантируется никакими проповедями о скрепах. Скорее, головы начнут пришивать к чужим телам. Во-вторых, эта внутренняя свобода не отменяет внешнюю (хотя мы с ней так и не разобрались). И не только не отменяет, но даже не противостоит.

Иначе получается палата №6. Не образно. А натурально, как у Чехова с его свихнувшимся доктором Рагиным, воспевавшим Диогенову бочку.

Но внутреннее и внешнее все равно упорно противопоставляют. А еще одно внутреннее с другим внутренним и внешнее разных цветов друг с другом. И убеждают, убеждают, убеждают выбирать. Выберем правильно — и будет нам счастье.

И это тогда, когда свобода вообще не вопрос выбора. Об этом отлично сказал Мамардашвили:

«Свобода — это феномен, который имеет место там, где нет никакого выбора. Свободой является нечто, что в себе самом содержит необходимость... Нечто, что является необходимостью самого себя».

И это тогда, когда свобода вообще не награда. А это уже Бердяев:

«Быть свободным есть не легкость, а трудность, бремя, которое человек должен нести. От человека сплошь и рядом требуют отказа от личности, отказа от свободы и за это сулят ему облегчение его жизни».

Но ведь это так сложно. Куда как проще перевернуть все с ног на голову и заявить, что нам так тяжело жить, потому что мы несвободны. Ведь тогда решение всех проблем становится сразу таким понятным. Надо только свергнуть тирана и открыть рынки. Ну, или навалять этим американцам, что ли, выбраться из-под гнета загнивающего Запада. Или научиться открывать прекрасное в себе самом.

В общем, будет, мол, свобода и все насущное к ней сразу приложится.

Не приложится. Трава зеленая не оттого, что земля круглая.

Свобода самоценна, она благо сама по себе, и никаких других благ из нее не вытекает, и никакие другие блага она не перечеркивает.

Значит, насущным надо бы, господа, заняться отдельно, а не уходить от проблем разговорами о высоком. Причем заниматься этим надо сейчас, а не когда «победим». Потому что ведь хочется же и какого-никакого обывательского комфорта. Ну хоть настолько, насколько он вообще реален в тюрьме по названием «Человеческий мир». Чтобы чисто вокруг и спокойно. Чтоб нормальная медицина, чтоб зарплаты и пенсии. И чтобы на досуге театры, выставки, книги — самые-самые разные. Ведь от этого никто на самом деле не отказывался. Ни во имя чего бы то ни было, ни вопреки. И никто это ни на что не обменивал.

Новости и материалы
В России намерены обучить экипажи самолетов противодействовать новым авиаугрозам
В Новороссийск прибыла помощь для ликвидации разлива нефти
Китайский клуб забрал вратаря, от которого отказался «Спартак»
Фицо объяснил переживания Словакии насчет прекращения транзита газа из России
Олимпийский чемпион считает, что у Большунова больше нет превосходства
В МИД России дали исчерпывающую характеристику Зеленскому
В Росрыболовстве подтвердили гибель дельфинов в Черном море из-за мазута
ВСУ вскоре получат новый пакет помощи от США
Премьер Грузии не удивился санкциям против основателя «Грузинской мечты»
Дисквалифицированная за допинг теннисистка считает, что оснований для апелляции нет
Американская система ПРО впервые за полтора десятилетия перехватила ракету
Москвичей экстренно предупредили о тумане и гололеде
Франция осудила угрозы в адрес своей гражданки Зурабишвили
Под Екатеринбургом произошел мощный взрыв
Хинштейн обсудил с Володиным вопрос насчет ветеранов в Курской области
В США назвали количество бездомных в стране
Российская фигуристка рассказала о переходе в группу Тутберидзе
Фицо отреагировал на согласие Путина считать Словакию местом для переговоров
Все новости