По сведениям газеты «Коммерсантъ», депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой обратился к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить деятельность компании «Яндекс». Как пишет Луговой в письме генпрокурору, «на страницах «Яндекс.Новости» публикуются материалы новостного и аналитического характера, в том числе материалы ведущих российских и зарубежных СМИ».
Распространение таких материалов депутат считает «распространением массовой информации». Следовательно, полагает он, компания «Яндекс», которая «является крупнейшим средством массовой коммуникации и имеет огромную аудиторию», должна соблюдать правила, установленные для СМИ.
Вряд ли депутат Луговой на самом деле не понимает, чем отличается новостной агрегатор от полноценного СМИ.
С таким же успехом можно призвать зарегистрировать как СМИ все газетные ларьки страны или все компьютеры и смартфтоны, по которым мы читаем новости или смотрим видео.
Проблема, скорее, в том, что алгоритм «Яндекса» отбирает новости, исходя не из государственного интереса, а из того, как сами СМИ формируют повестку дня. Чем больше новостей и публикаций в том или ином сюжете - тем выше шанс попасть в топ. Собственно, у каждого из нас на своих страничках в соцсетях происходит то же самое, но у «Яндекса» уж больно велика аудитория. И все эти миллионы переходов в день, получается, никто не контролирует.
Депутата это тревожит. Если Генпрокуратура признает, что компания «Яндекс» под закон о СМИ не подпадает, он готов подготовить изменения в законодательство с тем, чтобы «деятельность ресурса находилась в правовом поле».
В Генпрокуратуре заявили, что пока такого письма не получали, но особых сомнений в том, что атака депутатов на крупнейший независимый от российского государства отечественный поисковик рано или поздно последует, нет.
Депутат Луговой уже прославился как один из соавторов ставшей законом инициативы приравнять популярных блогеров к СМИ. По иронии судьбы, этот закон российский президент подписал 5 мая — в День печати.
Теперь популярные блогеры обязаны проверять достоверность общедоступной информации, не распространять данные о частной жизни граждан с нарушением гражданского законодательства. Навальному, который сообщал много интересного о частной жизни высокопоставленных российских граждан — депутатов, чиновников, глав госкомпаний, об их дачах, зарубежной недвижимости, шубохранилищах в загородных дворцах,— и вовсе запретили что-либо писать в интернете.
Заявление вице-премьера Дмитрия Рогозина о возможном полном прекращении работы на территории России станций международной навигационной системы глобального позиционирования GPS с 1 сентября в отместку за неразмещение станций ГЛОНАСС в США и сообщение Минобороны о завершении формирования войск по информационным операциям только дополняют картину.
Мы воспринимаем пространство информации в самом широком смысле слова как арену военных сражений с миром, а не как пространство естественного, свободного и удобного людям информационного обмена.
Соответственно, надо приравнять в интернете все, что можно, к СМИ, а потом все СМИ, которые будут сочтены вражескими (а список врагов, и внешних, и внутренних, только расширяется), заблокировать.
Контроль государства над сетью «ВКонтакте», кажется, уже установлен. Ее создатель Павел Дуров, эмигрировавший из России, утверждает, что отказывался предоставлять ФСБ данные пользователей. Можно не сомневаться, что непростые времена в случае сохранения нынешних политических трендов ждут в России и фейсбук.
Именно интернет остается самым главным и самым серьезным препятствием для погружения России в пучину новой изоляции. Именно у глобальной сети наибольшие возможности для сопротивления такому курсу.
Для власти, кстати, этот путь не менее опасен, чем для населения. Чрезмерная пропаганда может привести к обратному эффекту — вовсе закрыть альтернативную государственной информацию не удавалось и в доинтернетовские времена, тем более невозможно это в XXI веке. А вот отстать от мира в развитии интернет-технологий, напротив, можно очень быстро. На благо конкурентам из «вражеского» окружения.
Кстати, некоторые продвинутые интернет-пользователи уже задаются вопросом, в чьих это интересах российский депутат пошел в атаку на главного конкурента американского поисковика в России.