Если абстрагироваться от реальности, то в призывах создать суверенный общепит, суверенную платежную систему и суверенный интернет, пусть даже с названием «Чебурашка», нет ничего страшного — напротив, есть разумное и инновационное. Вопрос в том, в каких условиях и когда это заявлено. Про «сделано» пока говорить рано.
Это примерно как с усыновлением детей иностранцами. Разве плохо призывать россиян усыновлять детей из детдомов? Ни капли. Разве не нужно развивать институт российского усыновления? Обязательно нужно. Необходимо оказывать поддержку россиянам, забирающим в семьи детей-сирот? Конечно. Надо ли волноваться за наших детей, которых отдают в семьи США? Безусловно.
Если бы все эти призывы прозвучали до принятия в США акта Магнитского — кто бы посмел назвать российских сирот «заложниками». Но они прозвучали после. Закон был принят молниеносно. Получилось: свои институты мы еще не развили, а иностранцам усыновлять российских детей уже запретили. Сложности переходного периода в итоге сказываются на тех сиротах, которые в силу российско-американских отношений оказались без семьи в этом году.
Так и с отечественным, патриотическим товаром.
О создании национального поисковика говорили еще года четыре назад, название рабочее придумали — «Спутник», только когда этот «Спутник» заработает, даже «Яндекс» не знает.
Создатель крупнейшей российской социальной сети «ВКонтакте» бежит из России, не выдержав выяснений отношений с акционерами и ФСБ.
У нас есть YotaPhone — впору нужный девайс для всех, кто заботится об информационной безопасности. Спасибо Сноудену, который рассказал, как на лондонском саммите «восьмерки» спецслужбы выкачивали информацию после подключения интернет-зависимых топов и випов к бесплатному Wi-Fi. Но российское правительство официально объявило, что перешло на южнокорейские планшеты Sumsung вместо американских Apple, Sumsung оказались первой компанией, прошедшей сертификацию безопасности ФСБ.
McDonalds, что бы там ни думал глава государства, — уже давно не единственный синоним фастфуда в России: блины, пирожки, вареники, осетинские пироги давно и вполне успешно конкурируют с гамбургерами.
Что уж говорить о чебуречных палатках, которые если и поредели в последние годы в Москве, то скорее благодаря собянинской борьбе с ларьками, чем проискам хозяев «Макдоналдса». Зато московская мэрия успешно поддерживает ярмарки фермерской продукции и прочие выставки отечественных товаров, которые не простаивают.
Даже с отечественными курортами пытались разобраться — пока, правда, успехов немного, но ведь никто не мешал нам делать это активнее. Конечно, если закрыть выезд из страны «железным занавесом», эти курорты станут вполне посещаемыми, даже если сервис останется «отечественным».
И ладно бы это коварный Запад запретил продажу в Россию европейских огурцов, испанской одежды, греческой клубники, немецких и японских машин, американских смартфонов и планшетов, закрыл пользователям из России доступ к социальным сетям, запретил, в конце концов, пресловутый McDonalds и право на отдых за границей, пусть и в ущерб себе. Но Запад пока бьет по вполне конкретным людям, а к самоизоляции под лозунгом «даешь отечественное» российские власти подталкивают нас сами.
Вот только даже небольшие отечественные общепиты, не говоря уже о предприятиях среднего бизнеса, открываемые российскими энтузиастами, закрываются через пару месяцев, не выдержав роста арендной платы, налоговых проверок, визитов пожарных и санитарных врачей — которые, хоть и наверняка патриоты, но и о своем кармане не забывают. Покупателям остается либо с трудом искать патриотическое и качественное, либо по привычке пользоваться доступным и иностранным, либо тратить месячную зарплату на отдых в России, либо половину ее на отдых в Италии.
Потому что в призыве «производить и потреблять отечественное» для начала надо определиться: либо развитие бизнеса, либо право следователей возбуждать дела о налоговых преступлениях. Если первое — пирогами уж точно всех закидаем. Если второе — питаться при самоизоляции придется в лучшем случае китайскими пельменями.
И тогда даже доморощенный интранет «Чебурашка» не поможет нам гордиться великой Россией.