Все компьютеры в стране управляются не привычными Windows или MacOS, а национальной операционной системой «Красная Звезда». Граждане, не имея возможности выходить в интернет напрямую, могут пользоваться национальной сетью, наполнение которой контролируется правительством — специальное государственное ведомство выгружает из всемирной паутины сайты, которые после прохождения цензуры становятся доступны пользователям.
Единственный провайдер. Никакой мозиллы — только национальный браузер. Никаких твиттера и фейсбука — только национальные сайты с функцией чата и доски объявлений для проверенных граждан.
Доступ непосредственно в интернет имеют партийные деятели, пропагандисты традиционных ценностей, организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, несколько научно-технических центров, три главных университета страны, сотрудники спецслужб.
Нет, это не концепция развития интернета в России до 2020, как мог подумать читатель, это сеть сегодня в КНДР.
России до Северной Кореи пока далеко, рунет еще не превратился в Кванмён, однако демонстрируемый подход к регулированию свидетельствует о том, что именно такая модель по душе руководству нашей страны. Любопытно, что впервые об идее суверенизации рунета всерьез заговорили при Дмитрии Медведеве — человеке, которого можно считать чуть ли не единственным другом российских пользователей в правительстве. Национальная операционная система (неважно, что на Linux), свой браузер, обязательная регистрация сайтов, централизация услуг доступа и т.п.
С 2008 года мы зафиксировали 147 разнообразных предложений по регулированию интернета, абсолютное большинство которых вводили те или иные ограничения распространения информации, новые санкции в отношении пользователей, владельцев сайтов и операторов связи, а также различные механизмы блокирования доступа к информации в сети.
Однако идеи суверенизации всемирной паутины в то время звучали диковато.
Российские власти пять лет назад еще немного стеснялись, и для того, чтобы оправдать все возрастающее давление на пользователей рунета, им приходилось искать поддержку на международном уровне.
В июне 2009 года на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Екатеринбурге правительства стран-участниц заключили соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия недвусмысленно заявили, что ключевыми угрозами считают, в частности, использование странами, обладающими развитыми информационными технологиями, своего доминирующего положения в информационном пространстве в ущерб интересам и безопасности других государств, а также распространение информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде.
Признаками этой угрозы является распространение в СМИ и интернете информации, «искажающей представление о политической системе, общественном строе, внешней и внутренней политике, важных политических и общественных процессах в государстве, духовных, нравственных и культурных ценностях его населения».
Написано почти пять лет назад, а как свежо и актуально звучит!
На конференции Всемирного союза электросвязи, прошедшей в 2012 году в Дубае, Россия при поддержке Китая, Сирии, Нигерии, Таджикистана, Саудовской Аравии и ряда других государств под предлогом борьбы с монополией США на глобальное регулирование интернета попыталась изменить регламент международной электросвязи, распространив его на интернет таким образом, чтобы все страны — участницы Союза получили «суверенное право» регулировать национальные сегменты интернета, определять правила маршрутизации трансграничного трафика, распределения сетевых адресов и доменных имен.
Эти инициативы встретили мощное сопротивление со стороны некоторых делегаций, крупные интернет-компании также выразили негативное отношение к самой идее разделения глобальной сети на замкнутые национальные сегменты.
Google даже запустил всемирную кампанию «Поддержи свободу». Дискуссии в ходе форума привели к расколу, и новую редакцию регламента МСЭ подписали только 89 государств, а 55 делегаций отказались подписывать даже урезанную версию документа, которая, тем не менее, позволяет правительствам вводить цензуру электронных сообщений. К примеру, статья 5B регламента обязывает страны «принимать необходимые меры для предотвращения распространения незапрошенных массовых электронных сообщений и минимизировать их влияние на международные телекоммуникационные службы».
Таким образом, под предлогом борьбы со спамом в одном из ключевых международных актов, регулирующих интернет, появилось фактическое разрешение правительствам фильтровать пользовательский контент на основе неопределенных критериев.
В 2013 году российские власти уже четко определили вектор своего давления на рунет — внесудебные оперативные блокировки сайтов. Именно это и есть путь к суверенизации и закрытию рунета, сам принцип блокирования через операторов связи означает, что фактически российским пользователям запрещено читать сайты, доступные всему остальному миру, за исключением может быть Северной Кореи, Китая и еще пары десятков стран.
1 февраля текущего года вступил в силу закон о политической цензуре, на основании которого уже заблокирован доступ к нескольким независимым новостным и оппозиционным сайтам, блогу Алексея Навального.
Отныне абсолютно все общественно-политические сайты находятся в зоне риска, и гарантией не может служить ничто — ни статус СМИ, ни выдержанность редакционной политики, ни суровая премодерация пользовательских комментариев.
Осталось закрепить на законодательном уровне положения о федеральных операторах связи, которым будет предоставлено монопольное право пропуска трансграничного трафика, что позволит эффективнее обеспечивать исполнение требований о блокировке, вынудить российских пользователей отказаться от использования зарубежных социальных сетей, перенести все серверы с пользовательской информацией в Сибирь, и, можно считать, «дело в шляпе».
Наши чиновники плохо разбираются в структуре интернета, как правило, с трудом отличают сайт от сервера, ни разу не слышали про интернет вещей и снисходительно ухмыляются, когда слышат слова «свободный и открытый».
Они твердо усвоили, что основную угрозу «традиционным ценностям» и «духовным скрепам» представляет обмен информацией.
Однако рискну предположить, что дело тут не только в боязни «снежной революции», но и в зависти к свободным людям, способным получать разностороннюю информацию и, критически оценивая ее, формулировать личное мнение. Пытаясь лишить своих сограждан доступа к альтернативным источникам знаний, они и сами не особо к ним стремятся — им вполне достаточно Екатерины Андреевой, Аркадия Мамонтова и НТВ на десерт, чтобы поддерживать свою стройную как система Птолемея картину мира.
Я не верю в то, что 72% русских поддерживают цензуру, однако не сомневаюсь, что число таких людей достаточно велико, чтобы власти могли вводить все новые и новые ограничения, апеллируя к существованию общественного запроса.
Властям при этом вовсе не обязательно наглухо закупоривать рунет, этого не удалось достичь даже Китаю.
Достаточно затруднить доступ к свободным сайтам настолько, чтобы процентов семьдесят наших сограждан, не готовых разбираться с VPN, Tor и прокси-серверами, продолжили в качестве основного источника информации об окружающем мире использовать федеральные телеканалы.
Россия уже несколько лет вместе с Белоруссией, КНДР, Узбекистаном, Китаем и Суданом находится в списке врагов интернета, составляемом международной организацией «Репортеры без границ».
В этом году в позорный перечень попали еще и Соединенные Штаты с Великобританией, то есть уже четыре постоянных члена Совета Безопасности ООН прямо угрожают свободе информации. Аргументов у российских сторонников тотальной цензуры становится все больше, а это значит, что свободным людям пора начинать бороться за свои права и свободы. Можно начать, например, с обжалования явно незаконных блокировок и поддержать независимые средства массовой информации. Хотя бы рублем.
Автор — к.ю.н., правовой аналитик ассоциации «Агора».