В интернете начался сбор подписей за лишение Андрея Макаревича звания народного артиста РФ и ордена «За заслуги перед Отечеством» из-за участия в шествии за мир 15 марта. Инициаторы сбора подписей приписывают ему выкрикивание лозунгов в поддержку политики Степана Бандеры.
Напомним, что награду артист получил в том числе за то, что 19 августа 1991 года вместе с «Машиной времени» дал концерт на баррикадах у Верховного совета РСФСР.
В то же время сенатор Олег Пантелеев в Совете Федерации привлек внимание к Театру на Таганке. 15 марта, сразу после упомянутого шествия и митинга за мир на проспекте Сахарова, по мнению Пантелеева, там прошел документальный спектакль «Майдан». Не понравилось сенатору и то, что на Таганке готовится к выходу спектакль Михаила Гринькова «Сны о войне» — якобы в нем подвергается сомнению необходимость защищать родину.
Реагировал сенатор не просто так — оказывается, в верхнюю палату поступило обращение артистов театра, в котором те жалуются на пришлую «Группу юбилейного года» — команду выпускников московской Школы театрального лидера, придумавших целый цикл акций в честь полувекового юбилея театра. Авторы обращения сравнивают новичков с командой «одиозного «Гоголь-центра» и жалуются, что «Группа...» превращает театр в оплот «белоленточников».
Позицию Пантелеева поддержала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая отметила, что если эта информация соответствует действительности, то это, «мягко говоря, удивляет и возмущает». Спикер Совфеда предложила направить обращение на имя главы Минкульта. «Необходимо серьезно разобраться с положением дел, попросим министра культуры проинформировать нас, что происходит в любимом, знаменитом, почитаемом в нашей стране театре», — подчеркнула Валентина Матвиенко. Однако госпоже спикеру, возможно, неизвестно, что Театр на Таганке подотчетен не федеральному, а городскому министерству культуры. То есть писать надо Сергею Капкову, который и был одним из инициаторов Школы театрального лидера и Юбилейного проекта. Можно считать, госпожа спикер тем самым прозрачно намекнула на адресата этого наезда.
Однако, отдавая должное осведомленности Пантелеева не только о прошедших, но и о готовящихся к выходу постановках театра, стоит отметить, что никакого «майданного фестиваля» в театре на самом деле не проводилось. 15 марта в театре шла акция под названием «Единица хранения». Режиссер Талгат Баталов сделал читку по пьесе драматурга Нины Беленицкой о худсоветах времен Любимова в их сравнении с сегодняшними совещаниями по культуре на городском и федеральном уровнях.
В свою очередь, именно в роли такого худсовета решил выступить Совет Федерации.
Верхняя палата озвучила чаяния не просто неких неназванных членов труппы — она дала голос той части российских театральных деятелей, которой в принципе не нравятся театральные реформы. Той части, которая спокойно мирится с пустыми залами и позавчерашним репертуаром в финансируемых государством театрах, но на дух не выносит новые тенденции в драматургии и театральном менеджменте. Не только пишет доносы, но и называет их петициями и «обращениями артистов театра». Озвучивает чаяния анонимного агрессивно-послушного большинства, которое годами спокойно мирилось с упадком столичного Театра им. Гоголя, но замучило заявлениями прокуратуру и Следственный комитет, как только его реинкарнировали в «Гоголь-центр».
По собственному признанию Макаревича, 15 марта из-за плотного графика он вынужден был отделиться от шествия за мир в районе переулков Трубной площади — там, где по воле московских властей должны были встретиться две манифестации — оппозиционная за мир в Украине и в поддержку действий власти в Крыму. «Жид! Андрюха Бандере продался!» — услышал в переулке артист.
В российской культурной политике настал прекрасный момент, когда «верхи» объединились с «низами» в своих чаяниях и между ними возникла обратная связь. Причем произошло это на почве набирающего силу культурного ревизионизма.
Когда «начальство уходит», а правоохранительные органы не видят — можно напасть на нового директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского или без свидетелей назвать «жидом» автора песен, составивших словарный и мелодический тезаурус отечественной рок-музыки.
Кажется, с такой законодательной властью, уже начавшей действовать в стилистике «не смотрел, но осуждаю», можно надеяться только на исполнительную. Впрочем, у последней тоже есть свои, родом из советской номенклатуры, привычки. Например, «реагировать на сигнал». Остается надеяться только на то, что эта реакция будет максимально справедливой и расставит все по своим местам. Или, наоборот, избавит от лишних иллюзий.