На «Мосфильме» состоялось пятое заседание правительственного совета по кинематографу. В отличие от самого первого, на котором было принято решение о создании Фонда кино, преобразившее всю систему государственной поддержки отечественного кино, на этот раз члены совета обошлись без судьбоносных решений, но от обсуждения острых проблем уйти не смогли.
Одному из наиболее злободневных вопросов – культурному и, в частности, кинематографическому освоению недавно присоединенного Крыма – было уделено до обидного мало времени.
Во вступительном слове министр культуры Владимир Мединский заявил, что ведомство разработало план работ по Крыму, но подробности пообещал доложить позже.
О некоторых деталях Мединский, правда, рассказал сразу. Так, уже идут съемки фильма Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь» — история снайпера Людмилы Павличенко, Героя Советского Союза (ее роль играет Юлия Пересильд); премьера намечена на 2015 год. Впрочем, эта картина задумывалась до событий на Украине, ее финансирование было совместным российско-украинским, но сейчас украинская сторона отказалась от своих обязательств. Мединский пообещал завершить «Битву за Севастополь» «своими силами».
В планах Минкультуры съемки и документальных фильмов – «о нашей общей истории», как выразился министр. Он пообещал возродить кинофестивали в Ялте и Гурзуфе,
а также способствовать возрождению Ялтинской киностудии – к чему, кстати, призывал и Медведев. Премьер заявил, что киностудия поможет преодолеть культурную изоляцию полуострова.
Другой взгляд на проблему этой киностудии у гендиректора «Мосфильма» Карена Шахназарова. Он напомнил, что Крым – хорошее место для съемок.
«Там можно работать круглый год, там прекрасная натура, можно снимать что хочешь. Но прежде всего, на мой взгляд, там нужны технологические арендные базы», — сказал Шахназаров. Функцию именно такой базы, которая обеспечит съемочные группы необходимым оборудованием, и может взять на себя Ялтинская киностудия.
«У меня нет ощущения, что если, например, построить там павильоны, они будут востребованы, – по экономическим причинам», — заключил он.
«Мосфильм», по словам Шахназарова, и раньше активно участвовал в двух крымских кинофестивалях, и готов участвовать в них и в дальнейшем. Сейчас киностудия уже помогает Крыму, предоставляя картины из своего фильмофонда крымскому телевидению за символические деньги. Что касается создания технологической базы, то пока не решено, кто будет этим заниматься – Шахназаров заявил, что создавать ее может и «Мосфильм», и частные компании.
Другой важной задаче — мерам по защите отечественного кино — было уделено много больше времени, но каких-либо окончательных решений принято не было, а имеющиеся предложения мало кого устраивают как слишком категоричные.
Так, инициатива депутата Госдумы Роберта Шлегеля о введении 50-процентной квоты на показ российских картин в кинотеатрах (соответствующий законопроект был подготовлен на этой неделе) поддержку Министерства культуры не получит.
Мединский заверил, что его ведомство «не торопится» предлагать что-либо конкретное по вопросу квотирования и ведет «напряженные консультации» с отраслью.
Министр рассказал о своей встрече с представителями всех крупнейших кинотеатров России, посвященной как раз показам российского кино.
«Мы подталкивали их к тому, чтобы они взяли на себя самостоятельные отраслевые обязательства по установлению квот на показы российского кино, — заявил Мединский. — Если бы сработал механизм такого самоограничения — это было бы самое правильное.
Но если не договоримся, то опять вернемся к тому, как административно поддерживать отечественный кинематограф».
По его словам, существует два разных подхода к квотированию. Первый принцип, «каникулярный», означает, что в какие-то недели кинотеатры показывают только российское кино. Такой подход, например, фактически уже работает в длинные новогодние выходные — западных фильмов в прокате немного, а почти все сеансы отданы отечественным лентам. Второй — это то самое квотирование, о проценте которого никак не договорятся чиновники, депутаты и представители киноотрасли.
Но введению квот мешает в первую очередь то обстоятельство, что российских фильмов очень мало.
«Россия производит недостаточное количество кинопродукции, которая могла бы заполнять кинозалы все то время, что было бы выделено по квотам», — считает советник президента по культуре Владимир Толстой. Так, по данным портала «Кинопоиск», в 2013 году только 13% фильмов были российского производства. По мнению Толстого, при поддержке национального кинематографа нельзя делать каких-то резких шагов, эта поддержка должна развиваться не скачкообразным, а эволюционным путем,
поскольку никто не может гарантировать, что 2014 год окажется таким же успешным, как и 2013-й, когда доля зрителей российского кино составила 20% от общего количества.
«Кино снимается долго, два-три года, и трудно заранее планировать какой-то безусловный подъем», — заключил Толстой.
Меры, которые он безусловно поддерживает, это отмена НДС на рекламу и продвижение национальных фильмов, а также
введение таможенных сборов на иностранные фильмы категории Б, которые поставляются пакетом «в нагрузку» к блокбастерам.
Собранные средства Толстой предложил вкладывать в российское кинопроизводство.
«Мы все время говорим о комплексе мер. А одно только жесткое квотирование на 50% — это абсурд, популистское предложение. Нужно набраться терпения, смотреть на 10–15 лет вперед — тогда и меры будут эффективными, и можно будет говорить именно о подъеме киноиндустрии», — сказал Толстой.