Сегодня — благое время для законодателя. Законодатель голосует за судьбоносные решения. Законодатель слушает историческую речь президента в Георгиевском зале Кремля. Законодатель ездит в Крым поддержать соотечественников и будущих сограждан. Законодатель обнимается с «народным мэром» Севастополя и жмет руки премьер-министру Крыма — эти фото потом покажет внукам и правнукам.
Но, самое главное, это может быть временем прекрасных законотворческих инициатив. Время, когда фракционный статист из крошечного кабинета в «непрестижном» «новом» здании Государственной думы может выступить наравне со звездами парламентаризма в патриотической гонке инициатив по защите страны от «пятой колонны» и асимметричному ответу врагам из Евросоюза и США с их «санкциями».
А вдруг и на самую безумную идею найдется спрос, поддержка Кремля, а может, и будущий закон назовут доселе неизвестным депутатским именем.
Запрет чиновникам владеть иностранной недвижимостью уже обсуждают. Ограничение иностранных платежных систем — тоже. Но каков еще простор для фантазии, сколько еще может прийти в голову российскому законодателю!
Во-первых, конечно, запрет на товары из США и Евросоюза (отдельные патриоты уже выступили с заявлениями об «отказе от пользования товарами из США»). Одновременно с этим, вероятно, придется вводить запрет на еду — учитывая львиную долю импорта в продовольственном рынке. Но для начала будет достаточно символического сожжения «Макдоналдса» на Пушкинской — именно с него, по всей видимости, и началось моральное разложение Западом наших устоев и ценностей. Зато останутся «Йотафон», брянский картофель, белорусский лен, китайский пластик.
Во-вторых, безусловно, выездные визы. Куда собрался? А денег сколько взял? А вернешься? А чем гарантируешь?
В-третьих, обязательное для госслужащих и работников госучреждений открытие счетов в патриотично ориентированных банках — таким теперь считается банк «Россия». Ну или какой-нибудь аналог принудительной покупки облигаций для работников госсектора. В этом году обязательный отдых в Крыму. И в следующем, наверное, тоже.
В-четвертых, конечно же, пора вернуться к идее «СМИ иностранных агентов». Совсем запрещать доступ россиян к иностранным и имеющим долю иностранцев СМИ, наверное, не выйдет, ограничения уже есть, а вот пометку соответствующую ставить на каждой странице — можно. Незачем за зарубежные деньги критиковать российское государство.
В-пятых, пора навести порядок в умах, то есть в вузах. Для начала можно уволить из университетов всех преподавателей, чьи взгляды «идут вразрез» с внешнеполитическим или внутриполитическим курсом России, — как сегодня поступило руководство МГИМО по отношению к профессору Зубову. Затем — запретить иностранное финансирование в высших учебных заведениях, все эти непонятные фонды, которые дают непонятные деньги на непонятные исследования. Далее — запретить студентам ездить по «грантовым программам». Максимум — в города-побратимы дружественных государств по государственным программам обмена. Ну или пусть учатся в любом зарубежном вузе, но только за свой счет — чтобы никто и никогда, как Майкл Макфол Дмитрия Киселева, не попрекнул чужой печенькой.
И в качестве финального аккорда — запрет голливудских фильмов. Министр культуры РФ Владимир Мединский уже напомнил, что в советские времена была введена квота на американские фильмы — не более шести в год. Для добропорядочного парламентария американский кинематограф — рассадник пропаганды всего. Пусть кинотеатры показывают кино про Великую Отечественную войну, будет больше пользы. И нашему кинематографу подспорье.
Пока мы смеемся, играя в патриотичного законодателя, не исключено, что кто-то из них всерьез обсуждает нечто подобное (а некоторые меры отдельными представителями российского парламента уже и озвучивались). Впрочем, наш патриотичный народ, который верит в «русский Крым», мурманскую селедку и вологодское масло, вероятно, ничуть не удивится и не расстроится. Кто попроще, уже скупает доллары и евро. Кто побогаче — на всякий случай прикупает недвижимость в Лондоне. Ничего личного — просто экономика не патриотична по определению.