Сегодня кремлевские чиновники, отвечающие за внутреннюю политику, начали проходить своеобразные курсы повышения квалификации, сообщают «Ведомости». На семинарах им перескажут университетскую программу по зарубежной и отечественной философии, предложат ознакомиться с трудами Бердяева, Ильина, Тихомирова, Данилевского, Филарета, Победоносцева. Поведают об истории РПЦ и развенчают советский миф о российских консерваторах как мракобесах, который еще недавно старательно вбивали в головы на лекциях по марксизму-ленинизму.
Любое просвещение, безусловно, благо. Хотя лучше бы чиновникам для начала прочитали курс по отечественной истории: сегодня это актуальнее.
Вот уже третью неделю вся прогрессивная общественность обсуждает вопросы исторического значения. Как можно было сократить количество жертв в блокадном Ленинграде и можно ли было вообще? Уместен ли многолетний бюрократический термин «недоблокадники»? Были ли продукты особого назначения в блокадном Ленинграде и кому предназначались ромовые бабы? Были ли эти бабы вообще? Какова роль немецкого атлета Ганса Вельке в событиях в Хатыни? Сотни перечитанных статей, поиск архивов и воспоминаний очевидцев — кажется, все это очень похоже на общенациональную дискуссию.
Поводом к тому стала не агрессивная пропаганда, не тонны патриотического кино и даже не организованные Министерством образования выставки и «круглые столы», а неосторожный опрос оппозиционного телеканала «Дождь», провокационный блог Виктора Шендеровича на «Эхе Москвы» и резкий выпад министра культуры Владимира Мединского в эфире той же радиостанции.
Наверное, если бы всех этих скандалов не было, их следовало бы придумать.
Хотя бы для того, чтобы привлечь широкое общественное внимание к годовщине блокады. Оказалось, что рассуждения об исторической правде и исторической ценности занимают прогрессивную общественность не меньше, а местами даже больше недобора россиянами медалей на Олимпиаде и убитого жирафа в датском зоопарке. Это ли не доказательство столь любимого советской пропагандой тезиса о самой читающей в мире нации?
Строители нового консерватизма тоже ежедневно дарят нам повод для дискуссии: хотите — в шестой раз попробуем вернуть на Лубянку памятник Дзержинскому, хотите — вот вам защита детей от геев, хотите — вот вам кощунницы на амвоне. Давайте, говорят нам, сплотитесь, вокруг ценного, сакрального, святого. Посмотрите на Романовых, на Дары волхвов, вспомните героев Первой мировой. Прочитайте, наконец, русских философов, вот не зря же Путин Бердяева цитирует, а чиновникам и вовсе назначили лекции по философии.
Но вот во всем этом патриотическом безумии, охватывающем нас последние года полтора, оказалось, что главная скрепа — вот она, на поверхности, удачно вытащенная врагами режима, которым теперь за это еще и извиняться. И сейчас, и еще долго главной и единственной духовностью России остается память о Великой Отечественной войне.
И если до сих пор чуть ли не единственный неподдельный интерес вызывают военные дискуссии, если до сих пор это последняя по-настоящему объединяющая нацию ценность, может, пора остановиться в агрессивном насаждении всех других и сосредоточиться на главной? Читать чиновникам не Данилевского, а исторические книги о войне. И сами от скандальных толкований будут более защищены, и с избирателями проще найдут общий язык.