Количество желающих купить украинскую «дочку» Сбербанка России на Украине растет. Гражданин Кипра и Белоруссии Виктор Прокопеня подал документы на покупку 100% акций Сбербанка, сообщили в пресс-службе Национального банка Украины. Приобретать финансовое учреждение бизнесмен планирует не напрямую, а через белорусский Паритетбанк. Согласно нормам украинского законодательства, у Национального банка есть три месяца для согласования сделки.
Второй покупатель
Белорусский бизнесмен Виктор Прокопеня до недавнего времени не занимался финансами. В 2001 году он основал IT-компанию Viaden Media, которая специализировалась на создании приложений для мобильных устройств, например All-in Fitness, Smart Alarm Clock, мобильных игр и пр.
Спустя 11 лет работы компания была продана, а Прокопеня не скрывал своего интереса к разработке продуктов на основе искусственного интеллекта. Для инвестиций в сектор технологий он создал международную инвестиционную компанию VP Capital, а в крупные проекты, например создание спутников для орбитальной съемки, вкладывает вместе с фондом Larnabel Ventures семьи Гуцериевых.
Зачем Прокопене понадобился банк пока неизвестно. Но
осваивать новую для себя сферу белорусский бизнесмен решил у себя на родине и заявил о намерении приобрести государственный Паритетбанк. Документы на сделку он уже подал регулятору.
В пресс-службе Сбербанка не стали ни опровергать, ни подтверждать факт интереса Виктора Прокопени к украинской «дочке» банка. «Сбербанк имеет юридические обязательства перед партнерами, которые запрещают любые комментарии до совершения сделки», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе.
Виктор Прокопеня — второй претендент на бизнес дочернего банка Сбербанка России на Украине. В середине апреля собственник латвийского Norvik Banka Григорий Гусельников и гражданин Великобритании и России Саид Гуцериев подали документы в НБУ на покупку 100% акций Сбербанка. Потенциальные собственники также сообщили, что планируют провести ребрендинг Сбербанка в Norvik Bank. Но пока разрешения от Национального банка на проведение сделки они не получили.
Ранее сообщалось, что условия сделки могут быть безденежными.
Избавиться как можно скорее
Герман Греф не хотел продавать «дочку» Сбербанка России на Украине так быстро, рассказал источник «Газеты.Ru» в администрации украинского президента.
«После того как президент Петр Порошенко подписал указ о введении санкций против российских банков, Герман Греф звонил в АП», — сообщает он. Подробности разговора источник сообщить отказался.
Санкции сроком на один год против российских банков на Украине, в частности украинских «дочек» Сбербанка России, ВТБ, Проминвестбанка, БМ Банка, ВиЭс Банка, действуют с 16 марта.
Среди ограничений — запрет на предоставление межбанковских кредитов, депозитов, выплаты дивидендов, распределение прибыли и капитала.
После введения санкций собственники финансовых учреждений, подпавших под санкции, заявили о намерении продать свои активы.
Но больше всего досталось именно Сбербанку, у отделений которого активисты весной регулярно устраивали акции протеста, ломали двери и разливали красную краску. Например, в Киеве и Львове активисты батальона «Азов» (находится в сфере влияния главы МВД Арсена Авакова) блокировали офисы Сбербанка. Полиция бездействовала.
Правда, после того, как стало известно об интересе латышей к «дочке» Сбербанка, акции протеста прекратились, а работа центрального офиса не блокируется.
Интересуются инвесторы и Проминвестбанком. Так, российский бизнесмен, основатель девелоперской компании MosCityGroup Павел Фукс и почетный президент строительной корпорации «Укрбуд» Максим Микитась подали документы в Национальный банк о покупке Проминвестбанка. Свой интерес к нему проявлял харьковский бизнесмен и владелец группы DCH Александр Ярославский.
Бизнесмен также подтвердил, что проводил переговоры и со Сбербанком о покупке его украинской «дочки». Но они не увенчались успехом.
Россия в убытке
Покупать сейчас банки, особенно российские «дочки», на Украине невыгодно, считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Первый квартал, по данным НБУ, украинские банки закончили с прибылью в 5 млрд грн ($192 млн), тогда как в январе — марте прошлого года они получили убыток на сумму 8 млрд грн ($308 млн). Только 20 из 90 работающих на Украине финансовых учреждений получили убытки.
Самые большие потери — у «дочек» российских банков на Украине. Например, ВТБ в январе — марте потерял 351 млн грн ($13,5 млн), Проминвестбанк — 170 млн грн ($6,5 млн), БМ Банк — 35,7 млн грн ($1,4 млн).
В свою очередь прошлый год Сбербанк завершил с убытком 2,8 млрд грн ($107 млн). А в первом квартале чистая прибыль составила 44,3 млн грн ($1,7 млн), что на 16,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Украинские бизнесмены — самые реальные претенденты на покупку украинских активов российских банков. Их главное преимущество перед иностранцами — возможность получить помощь от правоохранительных органов при возврате долгов или борьбе за залоговое имущество. Их представители, как правило, умеют работать с украинскими судами. Все это недоступно иностранным банкирам.