Группа ОНЭКСИМ российского миллиардера Михаила Прохорова в течение месяца может продать принадлежащую ей долю в производителе алюминия «Русал». Покупателем выступает Sual Partners, подконтрольная миллиардеру Виктору Вексельбергу и Леонарду Блаватнику, рассказал Вексельберг в интервью Bloomberg на Сочинском форуме. Закрыть сделку собираются до конца октября, добавил Вексельберг. ОНЭКСИМ владеет в «Русале» 17,02% акций.
Крупнейшим акционером «Русала» является российский миллиардер Олег Дерипаска — принадлежащая ему компания En+ владеет 48,13% «Русала». Другими акционерами «Русала» являются подконтрольная Виктору Вексельбергу и Леонарду Блаватнику компания Sual Partners (15,8%), швейцарский трейдер Glencore (8,75%), в свободном обращении находится около 10% акций «Русала». Сам «Русал» владеет 27,8% акций «Норникеля» (другими акционерами которого являются холдинг «Интеррос» миллиардера Владимира Потанина и «Металлоинвест» Алишера Усманова).
В ОНЭКСИМе и «Ренове» не ответили на запросы «Газеты.Ru».
О том, что Прохоров начал распродажу своих активов, «Газета.Ru» писала в апреле. Летом стало известно, что среди потенциальных покупателей, помимо нынешних акционеров «Русала», структуры, близкие к сыну сенатора от Дагестана Сулеймана Керимова Саиду, писал «Коммерсантъ». Но акционерное соглашение по «Русалу» подразумевает, что покупатель пакета акций, принадлежащих ОНЭКСИМу, потеряет такие преференции, как право вето и выбор членов совета директоров, поэтому более ожидаемым было то, что покупателем пакета у Прохорова станет кто-то из действующих акционеров, пояснили «Газете.Ru» аналитики.
Стоимость сделки не разглашается. По состоянию на 3 октября, 17,02% «Русала» на Гонконгской бирже стоили около $860 млн.
Все опрошенные «Газетой.Ru» эксперты ожидают, что сделка будет совершена либо по рыночной стоимости «Русала», либо с небольшой премией, в пределах 10%.
Sual Partners в случае покупки сконцентрирует в своих руках блокирующий пакет и сможет оказывать больше влияния на политику компании.
«Русал» — один из наиболее привлекательных активов Прохорова. «Если меры по снижению выплавки алюминия в Китае будут удачными и нас не застигнут в ближайшее время какие-то серьезные рецессионные мировые процессы, то мы ожидаем, что цены на алюминий могут подрасти, незначительно, но укрепиться на более высоких уровнях. Соответственно, актив подорожает», — прогнозирует Андрей Третельников из TKC Partners.
Рынок алюминия сейчас демонстрирует некоторый рост цен, связанный со снижением мировых запасов (с 2014 года они снизились примерно в два раза), напоминает старший аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Учитывая некоторую консолидацию производства в Китае, потенциал снижения цен на алюминий в какой-то степени ограничен, добавляет Кирилл Чуйко из БКС.
По данным Лондонской биржи металлов, алюминий, как и другие сырьевые товары, претерпел резкое снижение рыночных цен в 2015 году. За прошедший год металл подешевел с $1820 за тонну до $1510. Но в 2016 году динамика сменилась на положительную: с начала года алюминий подорожал на 13%, и в настоящее время тонна алюминия торгуется по $1658. Согласно прогнозу Всемирного банка, цены на алюминий продолжат демонстрировать рост, и к 2020 году за тонну металла будут давать в среднем $1790, а к 2025 году — $2100.
Помимо этого, привлекательность «Русала» обусловлена тем, что он владеет пакетом акций в «Норникеле», одном из крупнейших в мире производителей никеля.
«Норникель» — неплохая инвестиция, которая дает стабильный дивидендный доход», — отметил Чуйко. Аналитики Всемирного банка ожидают взрывной рост на никель в период с 2020 по 2025 год. Если в настоящее время он торгуется (по данным LME) по цене $10 455 за тонну, то к 2020 году подорожает на 25%, до $12 992, а к 2025 году — до рекордных $20 тыс. С начала 2016 года никель уже подорожал на 23%.
Стоимость никеля подогревается информацией о том, что Филиппины, крупнейший производитель этого металла в мире по итогам 2015 года, может закрыть 20 никелевых шахт из-за нарушений. Тем самым дефицит никеля в мире только увеличится, что подтолкнет вверх его стоимость.
«Кроме фундаментального интереса к активу, Вексельберг заинтересован в увеличении своей доли в том плане, что ранее он владел пакетом меньше блокирующего, и его позиция в переговорах по таким вопросам, например, как дивиденды или доля в том же «Норникеле», была слабее», — рассуждает Лобазов.
Дивидендная политика «Русала» многие годы с момента становления компании после IPO в 2007 году состояла в том, чтобы не платить дивиденды. По сути акционеры являлись финансовыми инвесторами. И только в конце 2015 года компания приняла решение о выплате промежуточных дивидендов на общую сумму $243,1 млн, из которых на Sual Partners Вексельберга и Блаватника пришлось $38,4 млн.
Вексельберг возглавлял совет директоров «Русала» с 2007 года, с момента образования объединенной компании. В марте 2012 года Вексельберг объявил о своей отставке и выходе из состава совета директоров. «Я вынужден с сожалением констатировать, что в настоящее время UC Rusal находится в глубоком кризисе, вызванном действиями менеджмента, в результате которых UC Rusal превратилась из мирового лидера алюминиевой промышленности в компанию, перегруженную долгами, вовлеченную в большое количество юридических тяжб и социальных конфликтов», — комментировал свое решение Вексельберг «Интерфаксу».
Продажа пакета акций в «Русале» станет второй сделкой для Прохорова в этом году. Летом он продал 20% «Уралкалия» белорусскому бизнесмену Дмитрию Лобяку.
По некоторым оценкам, стоимость сделки могла составить около $2 млрд.
По мнению аналитиков, наиболее ликвидным активом Прохорова помимо «Русала» является девелоперская группа «Опин», держателем 83,8% акций которой выступает ОНЭКСИМ. «Остальные же активы привлекут значительно меньше интереса в силу размера, индустриальной специфики (например, «Квадра»), низкой ликвидности и политической ситуации», — отмечает инвестиционный эксперт BGP Litigation Владимир Русаков.