Группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова продала принадлежащие ей 20% «Уралкалия». Как рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к акционерам химической компании, покупателем стал белорусский бизнесмен Дмитрий Лобяк. Сумма сделки не разглашается.
Белорусский бизнесмен Лобяк является владельцем зарегистрированной в Минске «Юрас Ойл», официального дилера торгового дома «Уралхим» в Белоруссии. Также Лобяк владеет долей в Верхнекамском электромеханическом заводе в Соликамске. Там же находятся рудники, которые разрабатывает «Уралкалий».
Представитель «Уралкалия» сказал, что компания не является стороной сделки и поэтому комментировать ее не может. В «Уралхиме» (компания, подконтрольная бизнесмену Дмитрию Мазепину, владеет 19,99% «Уралкалия») «Газете.Ru» заявили, что компания позитивно оценивает приход нового акционера.
«Мы давно и плотно сотрудничаем с Лобяком и его компаниями по ряду проектов, связанных с поставками нашей продукции», — рассказывает представитель «Уралхима».
На сегодняшний день рыночная капитализация «Уралкалия» составляет 534,35 млрд руб., или $8,1 млрд по курсу ЦБ. Таким образом, 20% компании стоят около $1,62 млрд.
«Прохоров хотел продать пакет с премией к рынку, но обычно за такой пакет (не являющийся ни контрольным, ни даже блокирующим. — «Газета.Ru») требуют, напротив, дисконт», — комментирует аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов.
Теперь, по словам эксперта, Мазепин и его белорусский партнер фактически контролируют «Уралкалий».
Кто в «Уралкалии» хозяин
«Уралхим» и ОНЭКСИМ — крупнейшие акционеры «Уралкалия». На квазиказначейские акции компании приходится 38,44% ее уставного капитала, 12,61% находятся в репо у «ВТБ Капитала» и около 8% акций в свободном обращении.
Впрочем, для «Уралкалия» принципиально это ничего не меняет: операционный контроль и до этого был у «Уралхима», так как именно представители «Уралхима» осуществляют руководство калийным гигантом.
«Прохоров был чисто финансовым инвестором, — поясняет Юминов. — И хорошо, что выкуп его доли не повесили на сам «Уралкалий», а такой сценарий рассматривался. Это сильно увеличило бы долговую нагрузку компании».
ОНЭКСИМ закрыл сделку по покупке 21,75% «Уралкалия» еще в конце 2013 года. Акции были приобретены у бизнесмена Сулеймана Керимова, сумма сделки не раскрывалась, но еще до сделки Керимов говорил, что оценивает всю компанию в $20 млрд. Таким образом, цена его пакета могла составить около $4,35 млрд, что на тот момент означало премию к рынку более 23%. Кстати, тогда же 19,99% «Уралкалия» купил «Уралхим», заплативший $3,8 млрд. Отталкиваясь от этой цены, группа Прохорова могла заплатить за приобретенный пакет около $4 млрд. Но в целом ОНЭКСИМ получил контроль над 27% «Уралкалия», точнее, около 5,34% приобрели структуры, аффилированные с группой Прохорова. Но когда Прохоров решил продать актив, ему принадлежало уже 20% калийной компании (часть своего пакета ОНЭКСИМ продал в рамках buy back «Уралкалия») .
Белорусский след
В сделке присутствует и политический аспект, так как Керимов продал свой пакет из-за претензий Белоруссии.
В конце июля 2013 года «Уралкалий» объявил о разрыве сотрудничества с «Беларуськалием» в рамках Белорусской калийной компании (БКК). Эта структура была единым экспортным каналом партнеров. Как заявлял «Уралкалий», был нарушен основной принцип сотрудничества, согласно которому экспортные продажи обоих производителей должны осуществляться исключительно через БКК. Белорусская сторона, в свою очередь, заявила, что и «Уралкалий» ранее реализовывал значительную часть своей продукции в обход БКК. В конце августа белорусский премьер Михаил Мясникович пригласил на переговоры Владислава Баумгертнера, занимавшего на тот момент должность главы российской калийной компании.
После переговоров 26 августа Баумгертнер был арестован в Минске. Следственный комитет Белоруссии обвинил топ-менеджера в злоупотреблении властью и служебными полномочиями в рамках деятельности в БКК. По белорусским законам Баумгертнеру могло грозить от трех до десяти лет лишения свободы. Позднее белорусский СК также объявил в международный розыск по аналогичным обвинениям основного акционера «Уралкалия» Сулеймана Керимова.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко дал понять, что его не устраивает именно Керимов как контролирующий акционер.
Белорусские источники «Газеты.Ru» тогда говорили, что Лукашенко фактически считает Сулеймана Керимова своим личным врагом, так как именно Керимов, став крупнейшим акционером «Уралкалия», пытался поглотить «Беларуськалий». А эта компания является основным поставщиком валюты в белорусский бюджет.
«Весь бизнес Белоруссии так или иначе зависит от Лукашенко», — комментирует первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Поэтому Прохорову, который сейчас продает целый ряд активов в наиболее возможно кратчайшие сроки, было бы сложно найти покупателя в России.
«У Лукашенко есть интерес к «Уралкалию», и российские бизнесмены вряд ли были бы готовы принять на себя риски, связанные с этим. Когда, например, главу компании в Белоруссии могут просто арестовать», — поясняет политолог.
Михаил Прохоров, состояние которого оценивается в $7,7 млрд (14-я строчка богатейших бизнесменов России по версии Forbes), сейчас действительно распродает свои активы, управлением большинства из которых занимается как раз группа ОНЭКСИМ. В ее состав входят либо находятся под ее управлением, помимо проданной доли в «Уралкалии», «Русал» (17%), «Интергео», «Квадра», «Согласие», «Сноб», РБК, Международный финансовый клуб, «Ренессанс Кредит», «Ренессанс Капитал», девелоперская ОПИН и другие.
Тотальная распродажа
Сообщения о том, что тот или иной актив, бенефициаром которого выступает Прохоров, может быть в скором времени продан, постоянно появлялись на протяжении последних лет. О возможных переговорах о продаже «Квадры», например, писали и в 2011 году, и в 2014 году. Но в 2016 году поиски возможных покупателей активизировались сильнее: по времени это совпало с периодом после 14 апреля, когда в штаб-квартире ОНЭКСИМа, а также в офисах «Квадры», «Ренессанс Капитала», «Ренессанс Кредита» и страховой компании «Согласие» проводились обыски.
«У Прохорова все на продажу», — подтвердил один из собеседников «Газеты.Ru», знакомый с предложениями Прохорова. Потенциальными покупателями «Квадры» выступали структуры, близкие к богатейшему российскому миллиардеру Леониду Михельсону, некая среднеазиатская компания и российский инвестор. Как рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к «Квадре», в апреле проводилась предпродажная оценка компании. В апреле — мае появились слухи о том, что Прохоров может продать информационное агентство РБК.
Прошло еще некоторое время, и в начале июня появились неподтвержденные сообщения о том, что ОНЭКСИМ Прохорова ведет активные переговоры о продаже 20-процентной доли в «Уралкалии».
Что осталось продать?
Наиболее вероятной следующей сделкой Прохорова может стать продажа пакета акций в «Русале», одном из крупнейших в мире производителей алюминия. Как писал Bloomberg, в последние три месяца ОНЭКСИМ вел переговоры о продаже своей 17-процентной доли (стоит более $800 млн на Гонконгской бирже) двум другим совладельцам «Русала» — группе Sual, принадлежащей миллиардеру Виктору Вексельбергу, и мировому трейдеру Glencore. Потенциальным покупателем может выступить и еще один совладелец «Русала» — группа En+ российского миллиардера Олега Дерипаски.
Еще одним вероятным активом, который сможет найти себе покупателя, является девелоперская группа ОПИН, в которой ОНЭКСИМ является держателем 83,8% акций. Потенциальным покупателем некоторые СМИ называли владельца Московского кредитного банка Романа Авдеева.