Поставки цитрусовых из Египта в Россию под угрозой. Россельхознадзор напомнил, что оставляет за собой право ввести временные ограничения на ввоз продукции высокого фитосанитарного риска из Арабской Республики. По утверждению ведомства, служба неоднократно выявляла нарушения международных и российских фитосанитарных требований при поставках подкарантинной продукции из Египта в Россию.
«Несмотря на многочисленные обращения Россельхознадзора в адрес центральной администрации карантина растений министерства сельского хозяйства и мелиорации Арабской Республики Египет по указанной проблеме, египетская сторона не предприняла должных мер по исправлению ситуации», — говорится в сообщении Россельхознадзора.
По итогам первого полугодия 2016 года товарооборот между Россией и Египтом увеличился год к году на 5% и составил $1,738 млрд. Импорт сократился в стоимостном выражении на 6,1%, с $287,1 до $240,9 млн. Основные статьи экспорта из Египта в Россию — это цитрусовые и картофель. На эти две строки приходится более половины всего египетского экспорта в Россию в стоимостном выражении.
Из Египта идет больше половины экспорта цитрусовых в Россию. Доля Арабской Республики в общем импорте цитрусовых в Россию составляет 27%, значительно превышая другие страны-конкуренты — Марокко (18,5%), Пакистан (16,7%) и Турцию (11,9% в структуре российского импорта цитрусовых).
Основным товаром являются апельсины — Египет ввез в Россию 91%, или 250 тыс. т из 275,4 тыс. т импортированных в период с января по июнь 2016 года, подсчитали в Центре международной торговли на основе данных Федеральной таможенной службы (ФТС).
Именно египетские цитрусовые заменили на российских прилавках продукцию из Евросоюза после введения продовольственного эмбарго летом 2014 года, а позднее и цитрусовые из Турции, сельскохозяйственный импорт из которой также подвергся санкциям со стороны Москвы после обострения отношений в декабре 2015 года. По итогам прошлого года Россия импортировала 288,5 тыс. т египетских цитрусовых на $153,27 млн.
В 2016 году Египет существенно нарастил поставки цитрусовых в Россию. С начала года египетские поставщики уже ввезли в Россию 266 тыс. т цитрусовых (свежих или сушеных) на $136,7 млн, согласно данным ФТС.
Объем импорта апельсинов увеличился на 24,3% (до 250,5 тыс. т), мандаринов — в полтора раза (до 8,2 тыс. т), лимонов — более чем в семь раз (до 3,6 тыс. т) в первом полугодии, уточнили в Центре международной торговли.
Египет является крупнейшим в мире экспортером цитрусовых. За 2015–2016 сельскохозяйственный год (июль-июнь) поставки за границу увеличились на 8%, до 1,3 млн т. Россия наравне с Саудовской Аравией является основным экспортным рынком египетских цитрусовых. На две страны приходится около 40% всех экспортных поставок из Египта, отмечается в материалах американской сельскохозяйственной службы USDA.
Нет пшеницы — нет цитрусовых
Заявление Россельхознадзора было сделано на фоне обострения российско-египетских торговых отношений в области закупок пшеницы.
В конце августа министерство сельского хозяйства Египта постановило запретить импорт пшеницы при обнаружении в зерне следов спорыньи — грибка-паразита, который способен вызвать отравление у людей.
Позднее Египет внес Россию в список стран — поставщиков пшеницы со следами спорыньи в зерне. При этом международный стандарт, которого придерживается и Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO), — 0,05% спорыньи.
Запрет на импорт пшеницы со следами спорыньи касается не только новых контрактов, заключенных после 28 августа, когда египетский минсельхоз принял запрет, но и поставок по предыдущим торговым соглашениям.
В начале сентября появилась информация, что груз из 63 тыс. т румынской пшеницы от зернотрейдера Cerealcom Dolj был отклонен египетскими инспекторами, обнаружившими в ней спорынью в размере 0,0001%, писал Reuters. Впрочем, позднее Cerealcom Dolj опроверг данную информацию, заявив, что самостоятельно решил отказаться от поставок пшеницы в Египет из-за несогласия с требованием нулевого содержания спорыньи.
Если для России Египет — основной поставщик цитрусовых, то для Египта Россия — крупнейший поставщик пшеницы с долей в импортных поставках свыше 50%. На Египет пришлось 25% всего российского экспорта пшеницы в 2015–2016 сельскохозяйственном году.
Похожая история с установлением нулевого порога по содержанию спорыньи в пшенице была в начале 2016 года, но 12 июля Египет вернулся к международным стандартам.
«Это требование абсурдно. Гарантировать нулевое содержание спорыньи очень сложно, и практически никакого в этом смысла нет: 0,05% — более чем безопасное значение для потребителя. Этот грибок может образовываться по естественным причинам, всегда какие-то тысячные процента остаются», — пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов-младший.
Действия египетской стороны могут быть направлены на то, чтобы снизить закупочную цену пшеницы, поскольку полностью отказаться от импорта пшеницы Египет не может.
В Египте действует социальная программа дотируемого хлеба, которая охватывает 80% населения. Именно требование по снижению цен на хлебные лепешки было одним из основных лозунгов во время демонстраций в 2011 году, которые привели к свержению Хосни Мубарака.
«Принципиально они цену таким образом не собьют», — уверен Сизов. Пока экспортные цены опустились на несколько долларов: с $175 за тонну пшеницы 4-го класса в портах Черного моря до $171/т. Но это снижение учитывает совокупность и других факторов, таких как общее падение цен на пшеницу на мировых рынках на фоне хорошего урожая в странах Черноморского бассейна и в США, подчеркнул эксперт.
«А когда импорт снова пойдет, я уверен на 90%, что они будут платить премию к рынку. В результате поставки пшеницы им будут обходиться дороже. Потому что с непредсказуемым импортером, когда вы не знаете, развернут ваше карго или нет, никто не будет иметь дело без премии», — рассуждает Сизов. Он напомнил, что после отмены нулевого порога спорыньи, введенного в начале года, зернотрейдеры начали выставлять для Египта цены на $10–15 выше рынка.
Зерно стремится за границу
Закрытие египетского рынка для российской пшеницы происходит на фоне рекордного урожая зерновых. По прогнозам Минсельхоза России, в 2016–2017 сельскохозяйственном году в России будет произведено до 116 млн т зерна, в том числе 69–74 млн т пшеницы. На экспорт необходимо отправить около 30 млн т пшеницы.
«Такой объем куда-то пристроить сложно. Но в этом сезоне есть плюс: у Франции, основного нашего конкурента, неурожай, поэтому мы можем активнее поставлять в страны Магриба: в Марокко — 4 млн т , в Алжир — 8 млн т», — рассуждает Сизов.
Обычно поставщиком пшеницы для этих стран (а Алжир — третий по величине в мире импортер пшеницы) являлась Франция, но из-за неурожая во Франции, вызванного непогодой, Россия активизировала поставки своей продукции на эти рынки. Так, по данным «Русагротранса», в августе в пятерку импортеров российской пшеницы впервые вошло Марокко с долей в 5,53%.