По данным Федеральной таможенной службы, Россия в январе – мае этого года увеличила экспорт пшеницы и меслина (смесь пшеницы и ржи) до 8,338 млн тонн, что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом экспорт в денежном выражении вырос значительно меньше — всего в полтора раза, до $1,456 млрд. 96,1% зерна было поставлено в страны дальнего зарубежья, остальное — в страны СНГ.
В целом экспорт зерна за 2015–2016 сельскохозяйственный год (с июля 2015 года по июнь 2016 года) составил 33,9 млн тонн (из них 24,604 млн тонн пшеницы) против 30,7 млн за предыдущий период.
В 2015–2016 сельскохозяйственном году стоит ожидать продолжения увеличения экспорта. По словам главы Минсельхоза Александра Ткачева, в этом году урожай прогнозируется на уровне 106 млн тонн, а «если погода будет в период уборочной кампании нам помогать», то 110 млн тонн. В прошлом году собрали 104,8 млн тонн зерновых (из них 61,7 млн тонн пшеницы).
«Это позволит, конечно, нам сохранить лидерские позиции на мировом рынке по экспорту пшеницы», — говорил Ткачев.
Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут в беседе с «Газетой.Ru» заявил, что в этом году собрать могут даже больше, чем предполагал министр, — 111 млн тонн зерновых (65 млн тонн пшеницы). В РЗС прогнозируют, что на внутреннем рынке ожидается избыток зерна в объеме до 40 млн тонн. Стабилизировать ситуацию могли бы масштабные интервенции государства, но на них нет денег в бюджете.
«В России абсолютный кризис перепроизводства по зерну. На внутреннем рынке это реализовать нельзя, рынок перенасыщен. Единственная возможность для сельхозпроизводителя заработать — это экспорт», — подчеркивает Александр Корбут.
Отмена пошлины немного компенсирует для сельхозпроизводителей потери от неблагоприятной внешней конъюнктуры. Цены на пшеницу сейчас находятся на минимальном уровне с пика 2008 года, упав уже в три раза. С 2012 года котировки падают практически постоянно.
«В целом снижение цен на пшеницу продолжается последние четыре года, и в ближайшее время тенденция вряд ли будет переломлена. Вместе с тем, думаю, что мы либо достигли дна, либо это дно совсем рядом», — полагает исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов-младший.
По его данным, цены на российскую пшеницу (FOB Черное море) находятся на рекордно низком для последних лет уровне — $170 за тонну. Еще две-три недели назад цена тонны российской пшеницы из нового урожая составляла $185 и выше. В прошлом году цены на протяжении всего сезона находились на уровне $180–200, а в 2014–2015 сельскохозяйственном году — $200–250 за тонну.
Эксперты объясняют снижение цен на пшеницу ожиданием ее высокого урожая в мире, в том числе в России, и рекордными мировыми запасами. «Во всем мире с производством зерна хорошо, поэтому с ценами — плохо», — говорит Александр Корбут, добавляя, что прошлой осенью были оценки и прогнозы по снижению цены, но никто не ожидал такого состояния озимых и такого роста урожая.
Но не только избытком зерна объясняется нынешний провал цен, отмечает Андрей Сизов.
«Есть и спекулятивные факторы: действия инвестиционных фондов на рынке кукурузы, который тесно связан с рынком пшеницы. Инвестфонды еще недавно активно покупали кукурузу, цена на нее выросла, после этого инвесторы стали фиксировать прибыль и активно продавать, что обрушило цены на кукурузу за несколько недель почти на 30%. Это утянуло и рынок пшеницы вниз: на нем произошли панические распродажи», — поясняет он.
По его мнению, в краткосрочной перспективе цена может отскочить с высокой степенью вероятности, поскольку «фундаментально ничего не поменялось: тот рекордный урожай, который будет в России, и рекордный, возможно, экспорт из России уже заложен в цену мирового рынка».
Поддержку котировкам может оказать фактор погоды. Во Франции, Германии и Британии из-за обильных осадков урожай может оказаться ниже ожидавшихся ранее объемов.
Но не стоит ждать какого-то существенного роста цен. Александр Корбут напоминает, что отрасль очень инерционна и такая ситуация с ценами будет наблюдаться еще долго.