Перемирие на Украине не обеспечило России снятия западных санкций: похоже, стране придется жить в санкционном режиме как минимум до конца года. Санкции Евросоюза против России останутся в силе до выполнения всех минских договоренностей по Украине. Такое решение лидеров ЕС отражено в опубликованном 20 марта коммюнике по итогам переговоров на саммите в Брюсселе.
«Продолжительность экономических санкций будет четко связана с полным исполнением минских соглашений, пока мы говорим о периоде до конца 2015 года», — заявил глава Европейского совета Дональд Туск в пятницу. Канцлер ФРГ Ангела Меркель, в свою очередь, подчеркнула, что поводом для снятия санкций с РФ может стать восстановление территориальной целостности Украины.
«Только когда будет очевидно, что Украина обретет территориальную целостность, повод для санкций будет устранен», — считает глава германского правительства. Вместе с тем Меркель отметила, что таким образом у всех сторон конфликта появится стимул для реализации минских соглашений, «ведь каждая из сторон хочет снятия санкций».
США выступают еще более жестко. В середине марта Барак Обама на встрече с ирландским премьером Эндой Кенни заявил, что только «сохранение жестких санкций» будет способствовать прекращению огня на востоке Украины. Сами США ранее официально продлили действие своих санкций против России еще на год.
Позднее представитель Госдепартамента Джен Псаки и вовсе заявила, что санкции останутся в силе до тех пор, пока аннексированный Россией Крым не будет возвращен Украине, во что, кстати, по последним социологическим опросам, верит лишь четверть украинских граждан.
Достичь консолидированного решения европейцам значительно сложнее, чем американцам, — формальное решение о продлении санкций было отложено до июньского саммита ЕС. Тем не менее санкции пока продолжат действовать, поскольку срок исполнения минских соглашений указан как 31 декабря 2015 года. Сложности связаны с тем, что у стран ЕС по-прежнему нет четкой позиции по вопросу продления антироссийских санкций.
В частности, накануне саммита за отмену санкций открыто высказались Австрия, Греция, Словакия, Венгрия и Испания.
При этом министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо еще в середине февраля заявил, что ущерб ЕС от ограничительных мер в отношении России составил 21 млрд евро. В основном это потери от сокращения продуктового экспорта в Россию.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо в середине марта даже заявил, что санкции никак не способствуют установлению мира в Донбассе и его страна не поддерживает решение ЕС по их продлению. Недовольны санкционной политикой ЕС и в Греции. Так, министр обороны страны Панос Камменос в интервью Deutsche Welle отметил, что на российский рынок Греция поставляла свыше 70% от общего объема сельскохозяйственной продукции. Теперь власти страны намерены получить от Евросоюза компенсацию и угрожают бойкотом любых решений ЕС.
Кстати, Россия активно поддерживает раскол в ЕС по поводу санкций, постоянно намекая на возможность выборочного снятия собственных контрсанкций в отношении ряда стран.
Россельхознадзор на днях сообщил, что начнет проверку животноводческих предприятий Греции, Кипра и Венгрии с 6 апреля, чтобы ускорить начало поставок из этих стран в случае отмены продовольственного эмбарго, рассказал ТАСС помощник руководителя службы Алексей Алексеенко.
Антироссийские санкции также нанесли серьезный ущерб экономике Австрии. Глава Организации внешней торговли Австрии Уолтер Корен в интервью Deutsche Welle оценил потери австрийского бизнес-сообщества в 2,98 млрд евро и почти в 45 тыс. рабочих мест.
Страдают от введенных санкций Италия и Германия. Годовой объем немецких инвестиций в Россию превышает 22 млрд евро, а компании Siemens, Volkswagen, BASF, Metro, Adidas и Henkel занимают ведущие позиции на российском рынке.
Товарооборот между двумя странами в 2013 году составил 76,5 млрд евро, но после введения санкций упал до 70 млрд евро по итогам 2014 года. Более того, по данным Федерального объединения среднего бизнеса Германии, около 100 немецких фирм были вынуждены за последний год свернуть свою работу в России.
Итальянские компании, по оценке организатора российско-европейского экономического форума «Сценарии нового развития» Винченцо Трани, потеряли от санкций ЕС более 20 млрд евро.
Кроме того, из-за частично вызванной санкциями девальвации рубля Италия, как и другие страны Средиземноморья, может недосчитаться большого числа российских туристов. В числе пострадавших также, скорее всего, окажутся уже упомянутые Греция и Испания, а также Кипр.
За сохранение и усиление санкций активно выступают лишь Британия, Польша, государства Скандинавии и страны Балтии.
При этом Польша и прибалтийские республики также пострадали от ответных продуктовых санкций со стороны России. Польские фермеры, по разным оценкам, потеряли $500 млн на запрете экспорта плодоовощной продукции. При этом в 2013 году Польша поставила в Россию продуктов на 841 млн евро — это более 80% агропромышленного экспорта страны.
Прибалтийские страны также недосчитались серьезной части доходов. Так, по данным финансовой компании ING, Литва может потерять 0,4% ВВП. В то же время экономика Эстонии может сократиться на 0,35%, Латвии — на 0,2% ВВП.
В качестве компенсации ущерба от введенного Россией продуктового эмбарго Еврокомиссия выделила сельскохозяйственным производителям 125 млн евро, однако эта цифра покрывает лишь малую часть от общего объема ущерба.
В результате отсутствие согласованной позиции ЕС по вопросу продления антироссийских санкций перед началом саммита признал даже их ярый сторонник Дональд Туск. В интервью The Guardian и Le Figaro он отметил, что «страны ЕС не скрывают наличие разных точек зрения по данному вопросу», в результате чего в Европе «нет общей внешней политики 28 стран ЕС. Вместо этого есть 28 разных внешних политик».
После начала самого саммита быстро стало очевидно, что срок действия санкций привяжут к финальной дате исполнения минских договоренностей. «ЕС в июне рассмотрит вопрос о целесообразности продления санкций в отношении России. Если будет констатировано нарушение минских договоренностей, то санкции не только будут сохранены, но и будет осуществлено их ужесточение», — заявил после первого дня мероприятия президент Франции Франсуа Олланд.
В свою очередь Туск отметил, что обязательное продление санкций этим летом непринципиально. «Главное, что мы увязали действие санкций с выполнением минских договоренностей», — подчеркнул он. Тем не менее в итоговом коммюнике саммита сказано, что «ЕС не признает и продолжает осуждать незаконную аннексию Крыма и Севастополя Российской Федерацией и по-прежнему привержен реализации в полной мере политики непризнания».
ЕС также заверил, что продолжит поддерживать реформы на Украине и будет помогать Киеву в этом вместе с другими странами-донорами и в соответствии с условиями, ранее выдвинутыми МВФ.
Президент Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что между странами ЕС наметилось серьезное противостояние по вопросу продления санкций, однако сохранение стабильности в Евросоюзе все же привело к выработке компромиссной позиции.
«Увязка санкций с минскими соглашениями, по сути, стала единственным приемлемым решением. Теперь все зависит от переговорного процесса на Украине. Минские соглашения, скорее всего, будут реализовываться, но это долгий и непростой процесс, подразумевающий большое число уступок и невыгодных решений для обеих сторон», — рассказал эксперт «Газете.Ru».
По словам Бунина, к июню ситуацию на Украине вряд ли удастся урегулировать, так что на очередном саммите страны ЕС вновь используют механизм неформального продления санкций до момента исполнения минских договоренностей, то есть до конца 2015 года.
Первые санкции со стороны США и входящих в Европейский союз государств были введены против России в марте 2014 года после воссоединения Крыма с Россией. Помимо указанных стран, к санкциям присоединились, например, Австралия и Япония. Санкции подразумевали замораживание российских активов и ограничение передвижений некоторых лиц, попавших в санкционные списки. В августе 2014 года против ЕС были введены ответные санкции со стороны России, которые подразумевали продуктовое эмбарго. Помимо держав ЕС под действие ответных санкций попали США, Канада и Австралия. Впоследствии ЕС и США ужесточали санкции: ограничения коснулись финансовых институтов и технологий добычи ресурсов. К санкциям присоединялись некоторые страны, например, не признанное Россией Косово.
Хотя первоначально российские власти утверждали, что страна не несет потерь от санкций, к концу прошлого года глава Минфина Антон Силуанов заявил, что ежегодный ущерб России от них составляет около $40 млрд.