Эксперты закончили проведение аудита 40% (470 млрд руб. в денежном выражении) инвестиционной программы РЖД. Общий объем программы вложений компании в 2014-2016 гг. составит 1,2 трлн. рублей. Поручение о проведении независимого публичного ценового и технологического аудита (ЦТА) проектов инвестпрограммы железнодорожной монополии премьер Дмитрий Медведев дал в ноябре 2013 года, доклад о результатах правительство должно получить 1 июня. РЖД первой из естественных монополий направила свою инвестиционную программу на аудит в Открытое правительство.
Выбор аудиторов проводился на конкурсной основе через портал Госзакупок в соответствии с положением о проведении конкурсных процедур. «К материалу, который выносится на конкурс, прикладывается методика определения победителя конкурса. Критериями выбора являются, в частности, цена, полнота технического задания», — пояснил «Газете.Ru» заместитель начальника Департамента инвестиционных проектов ОАО «РЖД» Юрий Бакеркин. Суммарная стоимость аудита по трём проектам — «Комплексная реконструкция участка Междуреченск — Тайшет», «Комплексная реконструкция восточной части БАМа» и «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона» — превысила 70 млн рублей (информация с портала госзакупок — «Газета. Ru»). Анализом каждого проекта занимался консорциум представителей инвестиционных банков, технических консультантов и компаний «большой четвёрки». В число аудиторов вошли, в частности, представители Deloitte, Deutsche Bahn, Sberbank CIB, Ernst&Young, ВТБ Капитал, PricewaterhouseCoopers, Ренессанс Капитал и ряда российских проектных организаций.
На первом этапе аудита рассматриваются три наиболее затратных инвестиционных проекта, выбранные РЖД. Основной проект — развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного региона, Западного и Восточного БАМа и Транссибирской магистрали.
Общая стоимость проекта Восточного полигона оценивается в 562 млрд рублей, из которых 260 млрд рублей планирует выделить государство (средства из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния). Реализация данного проекта потенциально поможет увеличить грузооборот на вышеупомянутых участках за счет угольных и рудных месторождений. Представитель РЖД отметил «Газете.Ru», что, по результатам аудита, вложенные в проект инвестиции должны окупиться благодаря дополнительным доходам в бюджеты различных уровней (260 млрд рублей поступлений).
Пока на этом направлении вопреки общероссийской тенденции сохраняются темпы роста грузоперевозок (в первом квартале погрузка в направлении портов Дальнего Востока выросла на 34% к 2013 году и в 3 раза — к 2007 году). Металлурги и угольщики стратегически заинтересованы в реализации проектов, в том числе, для дальнейшего экспорта своей продукции новому стратегическому партнеру России - КНР. В частности «Мечел» подписал в 2013 году крупные долгосрочные контракты со сталелитейными компаниями Китая и Южной Кореи (в частности, с Baosteel, Shasteel, POSCO). По итогам 9 месяцев 2013 года «Мечел» увеличил поставки в Китай почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В настоящее время «Мечел» ежемесячно направляет партнерам в странах АТР более 1 млн тонн угля, отметили «Газете. Ru» в компании. Проекты модернизации Транссибирской магистрали и БАМа стратегически интересны ЕВРАЗу, сообщили «Газете.Ru» в компании. По данным магистралям ЕВРАЗ отправляет существенные объемы своей продукции: уголь, железную руду, стальную продукцию.
В рамках Восточного полигона отдельной строкой фигурирует комплексная реконструкция участка Междуреченск — Тайшет — магистраль на юге Сибири в 1990-е была фактически заброшена, но сейчас РЖД разрабатывают возможность увеличения пропускной способности участка. Увеличение перевозок на линии Междуреченск — Тайшет также выгодно для предприятий, экспортирующих в Южную и Юго-Восточную Азию, в основном, угольщиков. Перспективы данного проекта напрямую зависят от разработки Элегестского месторождения, с которого идёт более половины «нового» грузооборота. В РЖД ожидают более 60% притоков бюджетной системы от реализации данного проекта за счет налоговых платежей косвенных участников. Дисконтированный период окупаемости средств, привлеченных из государственного бюджета, составляет 11,8 лет (методика РЖД). Дисконтированные доходы бюджета, более чем в 2 раза превышают дисконтированные бюджетные инвестиции в проект (61,9 млрд. рублей против 29,2 млрд. рублей). Возможный размер оптимизации стоимости проекта оценивается экспертами в 3,6-3,8 млрд. рублей.
Аудит коснулся не только восточного, но и южного направления. На Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах планируется проведение анализа проекта реконструкции участка им. М.Горького — Котельниково — Тихорецкая с обходом Краснодарского железнодорожного узла. Он призван существенно увеличить пропускную способность железных дорог на дальних подходах к портам черноморского побережья России.
В рамках проекта, в частности, планируется строительство новой линии длиной 65 км, которая станет обходом Краснодарского узла. К началу 2013 года в проект уже было вложено 39 млрд рублей, введено в строй 280 км вторых главных путей. Аудит по этому направлению пока не проведён, но он имеется в ближайших планах экспертной группы, сейчас идёт обсуждение технического задания. Кроме того, уже прошёл ТЦА проекта высокоскоростной магистрали Москва – Казань, реализация которого пока затягивается.
По мнению аудиторов, ключевым является общая оптимизация затрат.
«Даже если понимать, что эти проекты полезны и от них выигрывают какие-то отрасли хозяйства, у государства и общества есть задача проследить, чтобы это реализовывалось за оптимальные средства. И задача независимого технологического и ценового аудита — взгляд извне на возможность применения альтернативных решений, которые сделают проект более надёжным и менее затратным», — поясняет «Газете.Ru» партнер Deloitte & Touche и член Экспертного совета при ОП Александр Брагин.
По его словам, внешний взгляд на такие значимые проекты, на которые, к тому же, тратятся существенные деньги — это правильно, даже если не все предложения экспертов будут применены.
Проанализировав модель экономической эффективности проекта, эксперты установили, что она является верной как с точки зрения расчетов, так и с точки зрения логики построения модели.
По всем проектам была отмечена высокая степень проработки и замечания аудиторов, в частности, по оптимизации затрат на реализацию, будут учтены при разработке проектной документации, говорит Юрий Бакеркин.
По его словам, в плане-графике реализации проекта по БАМу значится аудит проектной документации. Кроме того, в ответ на замечания аудиторов РЖД обещают скорректировать подходы к выполнению инвестиционных проектов и сократить разрыв между плановыми и фактическими финансовыми затратами.