Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому руководители Сбербанка, ВТБ и Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (РЖС) должны будут отчитываться о доходах, имуществе и расходах – своих и ближайших родственников.
Постановление от 8 мая 2014 года № 424 добавляет эти организации в список, определенный правительственным постановлением от 22 июля 2013 года № 613 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед правительством РФ, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению».
В первоначальный список входили 29 организаций, в организационно-правовой форме которых фигурировали слова «государственное», «казенное» (госкорпорации, госфонды, учебные заведения, госинформагентство и т.д.), плюс к этому некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Пенсионный фонд России, фонды обязательного и медицинского страхования и госмонополия РЖД. То есть организации, по своей сути назначенные выполнять государственные задачи.
Но 7 октября 2013 года вышло постановление № 883, по которому список был расширен до 63 корпораций, причем в него уже были включены крупные рыночные игроки, такие как «Аэрофлот», «Газпром», «Интер РАО ЕЭС», «Ростелеком», «Роснефть», «Россети», «РусГидро», ФСК ЕЭС.
«Такие меры направлены на повышение контроля за деятельностью топ-менеджеров определенных организаций, за честностью их работы, — отмечает юрист компании «Хренов и партнеры» Светлана Юдина. —
Государство пытается удостовериться, что работник не получает личной выгоды за счет финансов юридического лица».
Руководители, их заместители и главные бухгалтеры организаций из «особых списков» обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и «обязательствах имущественного характера» себя, супругов и несовершеннолетних детей. Все это делается, в свою очередь, в рамках президентского указа от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»».
«Такое постановление полностью укладывается в реализацию правительством взятого им курса на борьбу с коррупцией
и политику повышения доверия граждан к крупным отечественным компаниям и кредитным организациям, – считает президент ФК «ИнвестПрофит» Константин Камбулов. — Одной из неотъемлемых составляющих этого доверия является доверие непосредственно к возглавляющему их топ-менеджменту».
По «закону о коррупции» такие же требования распространяются на всех государственных и муниципальных служащих, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации.
«В принципе, информацию о доходах в госорганы обязан предоставлять каждый гражданин Российской Федерации. Ровно таким же образом каждый из нас предоставляет подобные сведения в налоговые органы, – отмечает Камбулов. —
Речь не идет о предоставлении этих данных в открытые источники. Поэтому ничего экстраординарного в данном постановлении я не вижу».
В первоначальный список хорошо вписывается РЖС, созданный на основании Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Сбербанк и ВТБ – формально рыночные игроки, но являются системообразующими для финансовой системы России и контролируются государством. 60,9% голосующих акций ВТБ принадлежит Росимуществу, 52,3% голосующих акций Сбербанка — Центробанку. Поэтому и к их руководителям – Герману Грефу и Андрею Костину – правомочно предъявлять такие же требования, как к чиновникам, считают эксперты «Газеты.Ru». «Данное распоряжение способно повысить эффективность деятельности указанных корпораций, так как подразумевается, что при декларировании доходов управляющих коррупционная составляющая должна снижаться и система управления компаний может стать более прозрачной, ведь
занимать пост в таких корпорациях – своего рода госслужба», — говорит управляющий партнер ГК SRG Федор Спиридонов.
Тем не менее пока вопрос вознаграждения топ-менеджмента остается болезненным. По данным журнала Forbes, годовой доход Костина в 2012 году составил $30 млн, в 2013 году — $35 млн. Греф в прошлом и позапрошлом годах зарабатывал по $15 млн. В ВТБ и Сбербанке эти цифры постоянно опровергали.
При этом если речь идет о чиновниках, то декларации о доходах и расходах – действенная мера по контролю за их деятельностью (естественно, если задаться такой целью по-настоящему). А излишний контроль государства за менеджментом корпораций, действующих в рыночной среде, способен навредить их работе.
«Нельзя лишить частные корпорации коммерческой составляющей, – предупреждает Спиридонов. — Если после этого распоряжения поползет вниз мотивация и станет ниже рыночной, то все это приведет к демотивации топ-менеджмента».
При этом государство и так уже обладает достаточными сведениями о деятельности крупных корпораций, в том числе Сбербанка и ВТБ, чтобы предотвращать коррупцию и воровство. В лице своих представителей в советах директоров оно «имеет возможность получать информацию о сделках между менеджерами и организацией; более того, оно принимает участие в одобрении таких сделок», указывает Юдина. «Государство как участник обществ вправе получать исчерпывающий набор информации о деятельности организации, заключаемых сделках, участии в закупках товаров, работ и услуг», — говорит она, не исключая, что введение дополнительных обязанностей связано с «заинтересованностью» государства в определенных личностях.
Пресс-служба Сбербанка сообщила «Газете.Ru», что «в своей деятельности Сбербанк всегда строго следует действующему законодательству РФ. Данное постановление правительства мы также готовы исполнять в установленном порядке». В пресс-службе ВТБ сообщили, что не комментируют подобные вопросы. А для РЖС, по сути, это постановление ничего не меняет. «Начиная с 2009 года, в соответствии с указом президента РФ от 18.05.2009 № 560, генеральным директором, заместителями генерального директора, членами правления Фонда РЖС предоставлялись сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», — сообщила заместитель генерального директора Фонда РЖС Светлана Кузнецова. В дальнейшем справки о доходах стали подавать руководители структурных подразделений фонда и их заместители. Постановление изменяет лишь порядок подачи сведений о доходах и расходах заместителей генерального директора и главного бухгалтера: теперь эти сведения будут подаваться не в профильное подразделение фонда, а в департамент правительства Российской Федерации, отметила Кузнецова.
Эксперты ожидают, что государство продолжит брать под контроль состояние дел руководителей корпораций.
«Список организаций, работники которых обязаны раскрывать информацию о доходах, будет расширяться», — считает Юдина.
«В дальнейшем нам следует ожидать другие подобного рода документы, целью которых будет повышение прозрачности бизнесов госкорпораций и крупных российских частных компаний, а также повышение доверия к ним как правительства, так и граждан», — заключает Камбулов.