«В подготовленных Минфином поправках в бюджет 2014 года, которые будут рассмотрены правительством на этой неделе (…), мы не планируем выходить на внешние рынки», — рассказал журналистам министр финансов Антон Силуанов в Калининграде. Хотя ранее Россия планировала привлечь $7 млрд внешних займов в 2014 году. Тем не менее поправки коснутся не только внешних займов.
«Мы, кстати говоря, серьезно сократим объем привлечения ресурсов и на внутреннем рынке», — добавил Силуанов.
Программа внутренних заимствований на 2014 год была рассчитана на 800 млрд руб. ($23 млрд).
Отказ министр объясняет неблагоприятной конъюнктурой. «Как мы говорили уже неоднократно, не будем задорого выходить на заимствования как на внутреннем, так и на внешнем рынке», — пояснил он.
Действительно, аукцион по размещению облигаций федерального займа (ОФЗ) 2 апреля прошел не слишком удачно. Из предложенных 10 млрд руб. на пять лет разместить удалось немногим более половины. Средневзвешенная доходность составила 8,59% годовых. Аукцион, намеченный на 23 апреля, был признан несостоявшимся «в связи с отсутствием заявок по уровням цен, адекватно отражающим кредитное качество размещаемых облигаций». На 14 мая назначен очередной аукцион. Ряд экспертов полагают, что он может оказаться более удачным, чем предыдущие.
Со времени прошлых аукционов появились дополнительные негативные факторы. Так, рейтинговое агентство Standard & Poor's 25 апреля понизило суверенный рейтинг России в иностранной валюте до BBB- с BBB, долгосрочный рейтинг в национальной валюте также был понижен до BBB с BBB+. «Нужно, чтобы рынок адаптировался к новым рейтингам, которые нам присвоили. Мы не готовы давать премию к складывающейся конъюнктуре нашей доходности», — отметил замминистра финансов Сергей Сторчак, обсуждавший ту же тему госдолга с журналистами в Москве.
Кроме того, тогда же, 25 апреля, Центробанк неожиданно поднял ставку недельного аукционного РЕПО (рефинансирования банков под залог ценных бумаг) с 7 до 7,5% годовых (т.е. на 50 базовых пунктов). Регулятор объяснил повышение «возросшими инфляционными рисками».
«Конъюнктура на внутреннем рынке заметно ухудшилась. В связи с тем что ключевая ставка выросла, все остальные ставки тоже поднялись, в том числе по заимствованиям по гособлигациям», — говорит эксперт по госдолгу Экономической экспертной группы Игорь Беляков.
В отсутствие заемных средств расходы будут покрывать за счет дополнительных нефтегазовых и других доходов, которые Россия получит в этом году, пояснил министр.
В России в этом году планируется создать резервный фонд в размере 100 млрд руб. «Это позволит не выходить на внешние дорогие рынки», — объявил министр.
Дополнительные нефтегазовые доходы формируются, в частности, когда реальная цена на нефть превышает базовую цену бюджетного правила. На 2014 год базовая цена в бюджете — $93 за баррель. Средняя цена марки Urals в январе — апреле составила $106,76 за баррель.
Федеральная таможенная служба впервые сумела направить в бюджет 1 трлн руб. менее чем за два первых месяца 2014 года. За январь — апрель поступления составили 2,2 трлн руб.
Как долго государство будет воздерживаться от заимствований, пока не ясно. «Насчет 2015 года — будем смотреть. Мы 2015 год не проектировали, скоро приступим к разработке нового бюджетного цикла, там будем определяться», — добавил Силуанов.
Заместитель заведующего кафедрой госфинансов НИУ ВШЭ Дмитрий Камнев называет решение Минфина абсолютно обоснованным. «Политическая ситуация влияет на экономическую, и занимать сейчас невыгодно», — объясняет он. «Заимствовать сейчас действительно невыгодно. Ставки высокие, поскольку у инвесторов увеличились ожидания рисков в связи с известными событиями на Украине», — комментирует Беляков.
Сейчас внешние заимствования для России не являются необходимыми, объясняют эксперты, напоминая, что госдолг России один из самых низких среди развитых и развивающихся стран.
«Хотя у нас, как и в прошлом, и в позапрошлом году, это заложено в бюджете. Дело в том, что просто выходить на внешний рынок полезно с точки зрения макроэкономических соображений.
Если посмотреть на структуру наших заимствований, то сейчас общий госдолг порядка 11% ВВП, из них внешний — около 3% ВВП. Все последние годы у нас преобладали внутренние заимствования», — говорит Беляков.
Объем внутренних заимствований, по данным Минфина, в части ценных бумаг составляет 4,438 трлн руб. (на 1 мая 2014 года, примерно $127 млрд). Внешний долг Российской Федерации, включая долги бывшего СССР, $55 млрд (на 1 апреля 2014 года).
«В 2014 году у нас заложен небольшой дефицит бюджета менее 1%. Мы можем совершить какой-то маневр: сократить рыночные заимствования. Частично разместить облигации нерыночным путем, частично задействовать резервные фонды. Но дальнейшая перспектива зависит от проектировки бюджета на следующий год», — объяснил Беляков.
Если необходимо, российская экономика может полностью обойтись без заимствований. «Протянуть, безусловно, мы протянем. И это будет достаточно долгое время. Но будем жить очень скромно, — говорит Камнев. — Заимствования и кредиты — это достаточно эффективные инструменты для развития экономики страны, которые стоит использовать. Поэтому отказаться от заимствований имеет смысл не полностью, а на какое-то время, и ждать хороших ставок».