Совет директоров «Норникеля» продает 4% казначейских акций по цене около $400 млн. То, что такое решение было принято, «Газете.Ru» фактически подтвердил член совета директоров «Норникеля» Фархад Мошири в четверг. Как представитель «Металлоинвеста» (владеет 5% акций ГМК), Мошири голосовал против этого решения на собрании совета директоров компании 26 февраля.
«Мне кажется странным, что компания, только что завершив покупку акций за $1,7 млрд, уже через несколько месяцев продает эти акции за $400 млн. Кроме того, время для продажи акций, на мой взгляд, выбрано неудачно, я не исключаю, что они имеют потенциал роста», — передал «Газете.Ru» через своего представителя Мошири.
В «Норникеле», «Русале» и «Интерросе» от комментариев по поводу продажи акций отказались. В то же время несколько источников «Газеты.Ru», близких к акционерам ГМК, уточняют, что вопрос еще находится в стадии обсуждения.
Выставленные на продажу 4% — это те самые акции, которые летом прошлого года «Норникель» решил выкупить у своих акционеров с целью поддержать падающие котировки компании. На выкуп компания планировала потратить до $2 млрд. «Интеррос» поддержал это решение. Против тогда выступил владелец 25% бумаг ГМК «Русал», который блокировал выкуп через суд. Когда «Русал» и «Интеррос» после конфликта пошли на мировую, процесс выкупа бумаг был возобновлен. При этом цена выкупа была выше тогдашней рыночной стоимости компании примерно на 60%.
Большую часть этих бумаг, как считалось, продал компании в рамках выкупа владелец 30% бумаг ГМК — «Интеррос» Владимира Потанина.
Сейчас же бизнесмен может фактически получить эти акции обратно, но уже за меньшие деньги: именно с такой целью покупкой пакета мог заинтересоваться Потанин,
полагает Марат Габитов из Unicredit Securities. «Потанину в любом случае выгодно усиление позиций в ГМК, тем более что после продажи доли в компании «Полюс Золото» Сулейману Керимову у него есть денежные средства на выкуп акций», — соглашается аналитик «Уралсиба» Николай Сосновский.
Возможен и другой вариант: приобрести бумаги может контролируемая ГМК генкомпания ОГК-3. «На балансе энергокомпании на конец года было $1,8 млрд денежных средств, тогда как у «Норникеля» — только $800 млн:
возможно, таким образом акционеры хотят перераспределить средства в пользу ГМК перед выделением ОГК-3», — предполагает Габитов.
Сторонний же покупатель акциями вряд ли заинтересуется — в краткосрочной перспективе ГМК малопривлекателен для инвесторов, говорит аналитик ИФД «Капиталъ» Павел Шелехов. Компания планирует в этом году вдвое уменьшить свою выручку — до $7,5–8 млрд, а цены на основную продукцию — никель — продолжают оставаться на рекордно низком уровне, напоминает эксперт.
Как бы то ни было, пользы для ГМК от продажи акций по цене почти вчетверо меньшей, чем они приобретались, эксперты не видят. По мнению Габитова,
продать эти акции компании было бы выгоднее не сейчас, а позже, когда улучшится ситуация на рынке.
«У никелевой компании в настоящий момент нет особой необходимости в денежных средствах, тогда как через год такая потребность вполне может возникнуть», — объясняет эксперт.
«Рынку не совсем понятно, как расценивать такие покупки», — соглашается Сосновский. Накануне, после новостей о продаже казначейских акций, бумаги ГМК рухнули на биржах на 6,6%. Правда, в четверг бумаги смогли отыграть потери — на ММВБ капитализация «Норникеля» выросла на 6,8%.