Накануне введения сбора платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам автоперевозчики готовятся перекрыть дороги в знак протеста. Бизнесмены недовольны тем, что теперь стоимость грузоперевозок резко возрастет. Они уверены, что такой шаг в итоге приведет к подорожанию социально значимых товаров на полках магазинов. Об этом «Газете.Ru» сообщил председатель Центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. В настоящее время в комитете Госдумы по транспорту готовится обращение к главе правительства Дмитрию Медведеву и президенту Владимиру Путину: грузоперевозчики просят отменить решение о введении «вредоносного сбора».
Напомним, что с 15 ноября 2015 года вступает в силу норма, в соответствии с которой за проезд грузовых автомобилей с разрешенной массой более 12 т по всем федеральным автодорогам общего пользования будет взиматься плата в счет возмещения вреда, наносимого дорогам. Проезд одного километра пути по федеральным трассам, по предварительной информации, обойдется транспортным компаниям в 3,73 руб. Ожидается, что такой шаг пополнит в 2016 году дорожный фонд на 40 млрд руб. Между тем «Газете.Ru» стало известно, что вопрос изменения введения схемы сбора оплаты с 12-тонников уже обсуждается в правительстве.
«Планируется введение переходного периода, чтобы сумма сбора росла постепенно», — сообщил «Газете.Ru» высокопоставленный федеральный чиновник, знакомый с ситуацией.
Сильнее всего подорожают недорогие, но тяжелые продукты
«22 октября в Госдуме прошло заседание координационного совета, в котором приняли участие крупнейшие автоперевозчики таких социально значимых товаров, как молоко, сахар, сельхозпродукты, автокомпоненты, — рассказал Войтко «Газете.Ru». — Все они высказали мнение, что предложенная система не готова к реальной работе и не учитывает все факторы передвижения автомобильного транспорта и ведения бизнеса. Участники совета сошлись в том, что введение этого сбора нанесет огромный урон экономике РФ.
Такой шаг приведет к инфляции 5–6% и сделает неконкурентоспособной всю продукцию, которую производят в России.
В настоящее время готовится постановление координационного совета думского комитета по транспорту. Депутаты готовят обращение к премьеру Дмитрию Медведеву и президенту Владимиру Путину, в котором они будут просить наложить мораторий на это решение. Сегодня я на 90% уверен, что мораторий будет введен. Но остается 10% вероятности того, что деньги победят здравый смысл. Конечно, дорожникам и операторам хочется заработать денег, и они будут до последнего продавливать свою инициативу».
Представитель грузоперевозчиков прогнозирует резкий рост стоимости дешевой социально значимой продукции.
«Если система взимания оплаты все-таки заработает, то стоимость перевозимых товаров возрастет на 12–15%, — уверен Войтко.
— В первую очередь подорожают продукты — хлеб, молоко, макароны, соль, сахар. Одним словом, все, что стоит дешево, а весит много.
Конечно, икра не такая тяжелая, и рост цен на ее стоимости отразится не так заметно. Но те, кто покупает товары подешевле, сразу ощутят удар по кошельку. Поэтому если оплату все-таки введут, то мы будем перекрывать дороги. Сейчас все сложнее успокоить людей и убедить их, чтобы они дождались окончательного решения».
Первая просьба о моратории
Между тем депутаты уже начали реагировать на проблему. Так, зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина попросила правительство РФ наложить мораторий на взимание платы в счет возмещения вреда, наносимого дорогам общего пользования, с владельцев большегрузов. Соответствующее письмо (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») она направила председателю правительства Дмитрию Медведеву.
Согласно тексту письма, Школкина уверена, что введение таких сборов приведет к росту затрат на грузоперевозки в среднем на 10–12%.
Это неизбежно отразится на увеличении розничной цены. При этом в первую очередь подорожают социально значимые товары.
«Введение дополнительной платы приведет к росту всей линейки продукции, — сказала Школкина «Газете.Ru». — Но депутатский корпус особенно волнует повышение цен на социально значимые товары.
Так, по данным производителей молока, в результате введения дополнительной платы стоимость 1 кг готового продукта увеличится на 3 руб. Учитывая покупательную способность наших граждан, любое повышение цены на социальную группу товаров отразится на их потреблении».
Вынужденный переход на железнодорожный транспорт
В свою очередь, генеральный директор «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров сообщил «Газете.Ru», что, согласно проведенным мониторингам тарифных ставок автомобильных перевозчиков в междугороднем сообщении, стоимость перевозок вырастет на 10–30% в зависимости от условий поездки.
«На величину подорожания влияет много факторов, — пояснил Бурмистров. – Например, есть ли порожние рейсы. Это когда, например, фура из Москвы в Челябинск идет полной, а назад — пустой. В первом случае стоимость рейса будет 80 тыс. руб., а назад — 30–40 тыс. руб. Подорожание товаров по этой причине, конечно, будет, и надо понимать, что в первую очередь это продукты питания, которые дешевле и тяжелее. И это подорожание будет очень заметным. Этому будут способствовать инфляционные процессы, а транспортные издержки лягут на простого покупателя».
Эксперт считает, что если до моратория дело все-таки не дойдет, то ситуацию могло бы улучшить более плавное введение тарифа, чтобы все участники рынка могли подготовиться к работе в новых условиях.
«Магазины будут повышать цены, даже если у них есть собственный автопарк для доставки товаров, — считает эксперт. — Сами перевозчики попытаются использовать эту ситуацию и поднять стоимость своих услуг с некоторым запасом. Ведь за последние три года можно сказать, что их тарифы сильно не менялись, а бензин постоянно дорожает. Торговые сети не смогут поднять цены пропорционально, они и так стараются удержать их, несмотря на инфляцию, и снижают свою маржинальность. Покупатели просто не выдержат такой нагрузки. Также можно сказать, что локальный выигрыш получат операторы железнодорожных перевозок: многие грузоотправители уже начали переходить на этот вид транспорта как более выгодный».
Как ранее в интервью «Газете.Ru» заявлял Роман Старовойт, главным образом инициатива ведомства связана с заботой о водителях легкового автотранспорта. «Тот вред, нагрузка, которую обеспечивает грузовой автомобиль разрешенной массы свыше 12 т, равны 40 тыс. проездов одной легковой автомашины», — отмечал Старовойт.
«Стоимость перевозки фуры в среднем составляет 30 руб. за километр, — объяснял Старовойт «Газете.Ru». — С тарифом 3,73 руб. стоимость будет составлять 33 руб. 73 коп. Увеличение в процентном соотношении стоимости перевозок составит примерно 10%. А в структуре себестоимости продовольственных товаров перевозка занимает от 4 до 10%.
То есть на стоимость тариф повлияет в доле примерно 1%.
Возьмем конкретный пример. Например, 20-тонная фура везет молоко за 100 км. Сегодня стоимость доставки 20 тыс. пакетов молока за 100 км, весом 20 т, обойдется в 3 тыс. руб. После введения дополнительного сбора, 3,73 руб. за один километр, стоимость увеличится и составит 3373 руб.
То есть стоимость одного пакета молока увеличится на 1 руб. 70 коп.
В среднем литровый пакет молока стоит около 100 руб., от 70 до 120 руб. И таким образом, цена увеличится на 1,70 руб. Мы с вами это заметим? Не думаю».
Стоимость проезда может уменьшиться
Как уточнили «Газете.Ru» в «Росавтороде», в настоящее время система под названием «Платон» полностью готова к запуску в эксплуатацию. Начиная с 15 ноября выводить транспортное средство массой выше 12 т на федеральные трассы, не зарегистрировавшись в системе и не обеспечив наличие средств на личном счете для списания в соответствии с пройденным километражем, будет запрещено.
«Перенос введения системы в эксплуатацию требует соответствующих изменений в законодательстве, что невозможно, учитывая, что до начала действия системы остается чуть более двух недель, — отметили в «Росавтодоре». — В настоящий момент утвержденный правительством РФ тариф составляет 3,73 руб. за километр,
однако рассматривается возможность его снижения до 3,06 руб. за километр — ожидается соответствующее решение правительства РФ».
При этом в «Росавтодоре» обращают внимание на то, что в автомобильных грузоперевозках с учетом всего автопарка страны на продовольственные товары приходится лишь 8,5% перевозок. А основная доля перевозимой по автодорогам продукции (около 83%) — это навалочные материалы (щебень, песок, вскрышные породы и т.п.).
Отметим, что на данный момент ни одна акция не согласована властями.