Министерство транспорта и Росавтодор готовят изменения в дорожное законодательство. В проектах строительства и реконструкции дорог будут прописаны требования по установке IT-технологий, а также систем мониторинга дорожной обстановки. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе компании. Новое законодательство станет основой для развития интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на транспортном комплексе России. В нем будут предусмотрены общие критерии и технические параметры, на основе которых каждый субъект будет развивать собственные проекты с учетом своей специфики.
По словам генерального директора ассоциации «ИТС Россия» Владимира Крючкова, в нашей стране за основу будет взят опыт Евросоюза, где действует Директива по развитию ИТС. На ее основе каждая страна выстраивает свою нормативно-правовую базу, координируя ее с соседними государствами. В первую очередь проект будут реализовывать на федеральных трассах.
Что такое ИТС?
Как пояснили в Росавтодоре, благодаря применению IT-технологий при строительстве и реконструкции дорог
для удобства водителей на объектах будут работать системы метеорологического обеспечения, системы обнаружения ДТП и оповещения об аварийных ситуациях.
Также в набор инструментов для улучшения жизни автомобилистов войдут системы, которые в режиме реального времени позволят получать информацию о дорожной обстановке и доступной инфраструктуре, например о парковках и придорожных сервисах. Кроме того, в будущем предусматривается интеграция с технологиями информирования пассажиров о маршрутах движения на различных видах транспорта и различные мультисервисные платформы для оптимизации транспортных цепочек. Мониторинг дорожной ситуации на федеральном уровне ведется в ситуационном центре Росавтодора, кроме того, в регионах работают еще 35 центров производственного управления.
Для чего?
Согласно данным ЕС, после реконструкции дороги с внедрением систем ИТС позволяют увеличить фактическую скорость транспортных потоков с 30–40 до 60–80 км/ч.
За счет этого в разы увеличивается количество перевезенных грузов и пассажиров, что дает новый импульс развитию экономики.
При этом за счет оперативного информирования пользователей, например при сильных снегопадах и гололеде, повышается безопасность дорожного движения. Снижение смертности на дорогах с ИТС достигает 70–80%.
Кроме того, государственные службы получают возможность экономии средств на расходовании топлива, реагентов дорожных материалов при обслуживании магистрали за счет тщательного контроля за работой подрядчиков и координации действий в соответствии с обстановкой на трассах.
В Росавтодоре уверены, что введение ИТС позволит добиться, в частности, повышения грузо- и пассажирооборота, сокращения эксплуатационных затрат содержания автомобильной дороги и повышения комфорта пользователей.
«С помощью ИТС можно управлять дорожной ситуацией, — пояснил «Газете.Ru» Крючков. — К примеру, в Волгограде, Ростове зимой часто заметает трассы. Скапливаются фуры, возникают аварии. Система может дать метеопрогноз на несколько суток вперед, оповестить дорожников о надвигающемся буране или снегопаде. А пользователи будут предупреждены».
Где поездить?
В основу нормативной базы и ГОСТов будут заложены успешные проекты внедрения ИТС на Дублере Курортного проспекта в Сочи, КАД Санкт-Петербурга и транзитном коридоре Петербург — Хельсинки. Так, в рамках «умного» транспортного коридора Петербург — Хельсинки уже успешно проведено испытание системы экстренного реагирования при аварии «ЭРА ГЛОНАСС» и исследовано ее взаимодействие с европейской системой eCall. Поддержка пользователей производилась из диспетчерских центров в Финляндии и в России на русском, английском и финском языках.
В настоящее время в ЕС ведется создание транспортного коридора Viking, в котором участвуют дорожные администрации Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и Германии. Россия также приглашена к участию в данном международном консорциуме.
«В перспективе интеллектуальный транспортный коридор можно продлить до Стокгольма и других стран Скандинавии и Европы — на север, а через Москву в Азию, в Китай — на юг и восток», — убежден руководитель Федерального дорожного агентства Росавтодора Роман Старовойт. — Специалисты называют этот маршрут «умный шелковый путь». В нашей транспортной системе
передовые наработки могут быть в ближайшие годы также внедрены на строящейся скоростной дороге Москва — Санкт-Петербург, на московской ЦКАД, трассе М4 «Дон» в центральных и южных регионах, а также в направлениях Сочи и Казани, которые в 2018 году должны принять чемпионат мира по футболу».
Сколько стоит?
Как пояснили «Газете.Ru» в Росавтодоре, стоимость проекта зависит от конкретной технологической «начинки», необходимой для его реализации. На примере таких магистралей, как Дублер Курортного проспекта или КАД Санкт-Петербурга, можно сделать вывод, что внедрение инноваций не приводит к значительному увеличению сметных расчетов. При этом экономический эффект от результатов эксплуатации таких дорог перекрывает все первоначальные инвестиции.
«Из-за пробелов в правовом поле госэкспертиза не всегда утверждает элементы ИТС в итоговые проекты магистралей, так как опасается необоснованных завышений стоимости. Формирование единых стандартов позволит дорожникам перейти от устаревших методов развития дорожной сети к передовым технологиям», — отметил Старовойт.
Когда построят?
Конкретные сроки реализации проекта в Росавтодоре не назвали, отметив, что говорить о них пока преждевременно. По данным организации, в настоящее время разработка предложений в законодательство ведется в рамках Экспертного совета по ИТС. Первичные предложения со стороны Росавтодора, ассоциации «ИТС Россия» и других участников процесса должны быть представлены в Министерство транспорта уже в феврале 2015 года.
Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций «РОДОС» Олег Скворцов считает, что успех внедрения ИТС будет зависеть от правильного исполнителя. Он опасается, что водители могут быть перегружены информацией.
«Многое зависит от того, что собой будет представлять эта ИТС, — сказал «Газете.Ru» Скворцов. — Судя по той информации, что сейчас известна о проекте, в Росавтодоре пока сами до конца не представляют, что будет включать в себя эта система.
При этом многие системы, с которыми я знаком, не что иное, как один человек, который нажимает кнопки. И до сих пор я не видел толковых научных разработок на эту тему.
Я бы сделал стандарт к этой системе с позиции пользователя. Вообще, ИТС могут быть достаточно эффективны, но есть нюансы. К примеру, возьмем отрезок Москва — Хельсинки. Он ведь прямой.
Это в Германии есть сеть дорог и можно предупредить водителя о том, что ему лучше свернуть с выбранной дороги на другую. А там вариантов объезда все равно нет.
Или тот же «зеленый коридор». Далеко не все водители соблюдают рекомендованную скорость потока, чтобы двигаться без остановок. Ему рекомендуют 60 км/час, а он едет все 150 км/час и упирается в пробку. Еще пример: в Европе в экстремальных ситуациях водителей могут проинформировать о том, что они могут проехать по обочине — такой функции ведь нет в телефоне или навигаторе, но у нас пока об этом даже не идет речи. У людей есть сотовые телефоны и прочие устройства, и информация от ИТС может стать избыточной».
Директор межрегионального центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев уверен, что повсеместное внедрение ИТС на федеральных трассах позволит снизить аварийность и поможет водителям в пути.
«Навигаторы есть далеко не у всех, — сказал Леонтьев «Газете.Ru». — Да и смотреть в тот же телефон не всегда бывает удобно. При этом «Яндекс» часто ошибается и выдает неверный прогноз.
Кроме того, у людей не всегда есть время досконально изучить и просчитать свой маршрут, поэтому такие табло с информацией будут очень полезны. Прогноз погоды, дорожная ситуация, да и просто внимание к водителю — все это поможет чувствовать себя за рулем гораздо более уверенно».
В свою очередь, руководитель проекта «Пробковорот» Виктор Осипков считает данную инициативу правильной, но несвоевременной. По его мнению, опыт внедрения ИТС в Москве указывает на то, что деньги тратятся в огромных количествах неэффективно.
«Основная причина неэффективности — отсутствие квалифицированных кадров, надлежащего опыта у разработчиков и руководителей и, как следствие, системного подхода при реализации проектов, — рассказал Осипков «Газете.Ru».
— Любой процесс внедрения ИТС является технически сложным и интеллектуально емким проектом. Ничего такого современным транспортным чиновникам не нужно, им надо все и сразу. Быстро потратить деньги и как можно быстрее забыть о том, что деньги потрачены.
В итоге создаются одна за другой системы, жизнеспособность которых исчисляется порой не считаными годами, а считаными месяцами.
Как пример: табло на въездах на ТТК, на которых отображались заторы на расположенных по окружностям световых индикаторах, просуществовали в рабочем режиме менее года. На смену этим табло сейчас приходят новые, многочисленные, более гибкие, более совершенные технически. Но для того, чтобы прочесть трех-четырехтактовый цикл выдачи информации, требуется десять секунд и более. В течение этого времени будет ослаблена возможность водителя контролировать дорожную ситуацию».
Эксперт обращает внимание, что на то, чтобы объехать затор, необходимо наличие возможностей объезда, то есть высокой связности дорожной сети, которой ни Москва, ни международные транспортные коридоры не могут похвастаться.
«Таким образом, полезный эффект современных ИТС сводится к тому, что водитель за несколько сот метров узнает, что вскоре упрется в затор, который он никак не имеет возможности объехать, — считает Осипков.
— Что касается разработки стандартов и прочих технических регламентов, этим нужно заниматься после получения значимых положительных результатов научных исследований. Пытаться идти вперед «семимильными» шагами в надежде на опыт Евросоюза не получится. Как вариант, можно привлечь иностранных специалистов для решения проблем «под ключ». Но тогда пусть они и ГОСТы для нас напишут после того, как мы убедимся, что предлагаемые ими решения полезны, надежны и качественны».