Режим платных парковок и процедура эвакуации автомобилей уже в ближайшее время могут быть заметно реформированы. Поправки в законодательство, подготовленные депутатом Госдумы и лидером партии «Автомобильная Россия» Вячеславом Лысаковым, палата рассмотрит в первом чтении до конца года. Пока речь идет только об изменениях в ст. 27.13 (задержание транспортного средства) и 12.35 КоАП (незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию), а ко второму чтению в документе может появиться ряд знаковых нововведений.
Инициатива парламентария подразумевает появление ответственности для инспекторов ДПС (инспекторов МАДИ в Москве) и сотрудников службы эвакуации за воспрепятствование эксплуатации автомобиля. При нарушении установленных законом правил эвакуации и отказе вернуть владельцу автомобиль их будут штрафовать на 20 тыс. руб.
Также в законе будет четко прописано, что до того момента, как эвакуатор с погруженным и оформленным должным образом автомобилем не тронулся с места, машина должна быть по требованию возвращена водителю.
Должностным лицам, оформляющим протоколы о правонарушении, запретят покидать место эвакуации машины до тех пор, пока погрузчик не уедет.
Как стало известно «Газете.Ru», законопроект ко второму чтению планируется значительно расширить, и на обсуждение депутатам представят еще несколько важных новшеств.
Так, стоимость эвакуации, согласно поправкам в законопроект, будет значительно снижена и перестанет зависеть от мощности автомобиля. Как пояснил «Газете.Ru» Вячеслав Лысаков, полностью исключить плату за эвакуацию пока невозможно. «Денег из бюджета на это выделить не получится, — считает депутат. — Хотя, по логике вещей, надо тогда брать деньги и с нарушителей закона, которых доставляют в отделение полиции, например.
В любом случае, автомобилисты не должны платить за принудительную эвакуацию своей машины по коммерческой цене — это не должно быть бизнесом».
Не исключено, что в этой части законопроекта будет прописана необходимость установления правительством региональных ценовых зон.
В законопроекте также будет прописан порядок эвакуации для должностных лиц, согласно которому они должны будут определять, в каком случае автомобиль эвакуировать нужно, а в каком – нет. «Сегодня машины эвакуируются без разбора, — отмечает Лысаков. — Увозят чаще не те автомобили, которые мешают дорожному движению или пешеходам, а те, которые легче увезти. Но если автомобиль не создает помех движению, то выписать штраф за нарушения правил стоянки и остановки вполне достаточно.
Машины будут эвакуировать только в тех местах, где установлены соответствующие информационные знаки, предупреждающие водителя о таких последствиях».
По словам депутата, чтобы реализовать эту инициативу, возможно, понадобится внести изменения в ПДД.
Кроме того, в законе может появиться норма, согласно которой действие запрещающего стоянку и остановку знака будет начинаться только спустя месяц после его установки. Автор инициативы считает, что это поможет избежать такой ситуации, когда городские власти устанавливают временные или постоянные знаки и в тот же день начинают эвакуировать машины, припаркованные до этого момента без нарушений ПДД.
По словам Лысакова, все эти предложения обсуждались на встрече с представителями правозащитных организаций Probok.Net и «Синие ведерки», а также с членами Общественной палаты Ольгой Костиной и Антоном Цветковым. Инициативы получили поддержку как среди общественных деятелей и экспертов, так и в рядах чиновников. Депутат считает, что этот объемный законопроект способен разрешить 99% конфликтов, возникающих сегодня между автомобилистами и органами исполнительной власти в контексте эвакуации и паркования.
По мнению руководителя «Синих ведерок» Петра Шкуматова, предложенные парламентарием поправки решат только текущие проблемы, но не изменят ситуацию кардинально. «У нас сегодня во многих городах, не только в Москве, серьезно ущемляются права водителей: чиновники специально провоцируют их на правонарушения, которые приводят к штрафам и эвакуации, — рассказал «Газете.Ru» Шкуматов. — Деградация дорожно-транспортной инфраструктуры продолжится, если не поменять с головы на ноги подход, при котором что-то запрещать, в данном случае парковаться в тех или иных местах, для чиновников и бюджета оказывается выгоднее, чем разрешать».