Каждый день на московские улицы выезжает 305 эвакуаторов ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП): 300 для легковых автомобилей и 5 для негабаритных и грузовых транспортных средств. В ночное время их работает меньше – около 80. Водители эвакуаторов дежурят посменно, каждый на своей машине. Перед выходом на маршрут эвакуаторщики получают первые ориентировки – адрес, по которому необходимо проследовать.
Информацию они получают от инспекторов Московской административной дорожной инспекции (МАДИ), которые пешком идут по маршруту и распределяют «жертв». Кроме того, сигнал может прийти из диспетчерской службы, куда поступает информация от инспекторов ГИБДД.
Получается, что вся ответственность за выбор нарушителя лежит именно на двух последних организациях, АМПП в данном случае только исполнитель. По официальным данным, в сутки на штрафстоянки в среднем доставляют 800 автомобилей. Некоторые из водителей после того, как вызволят свой автомобиль, обращаются в МАДИ для опротестования протоколов. Но, по словам представителя АМПП, оказывается, что водители чаще просто невнимательны при парковке автомобилей. К примеру, не всегда обращают внимание на знаки или не представляют, на какую зону распространяется действие их резидентного разрешения.
Узнать, насколько водители беспечны при парковке автомобилей и как быстро их настигнет наказание, корреспондент «Газеты.Ru» отправилась прямо на эвакуаторе с улыбчивым водителем, который назвался просто Витей.
В десять утра на Садовом кольце рядом с Театром Образцова готовится к выходу на маршрут колонна эвакуаторов. Водители рассаживаются по своим машинам и отправляются на точки, указанные инспектором МАДИ.
Далеко ехать не приходится, вот и первый нарушитель правил парковки: он бросил свой видавший виды красный Ford Focus прямо на огороженном столбиками тротуаре. Рядом за шлагбаумом также стоят автомобили, но здесь все по правилам: паркуются они на территории театра.
Инспектор МАДИ вместе с техником начинают оформление нарушения, тем временем водитель эвакуатора начинает подготовку к погрузке. В последний момент перед нами возникает взъерошенный молодой человек.
«Стойте, – кричит он. – Я только приехал в ГАИ, там нет места, где припарковаться!»
Водитель Витя начинает освобождать автомобиль от пут. «Успел», – подмечаю я. «Мы и не ставили целью его эвакуировать, главное – очистить улицу», – с гордостью отвечает Витя.
Тем временем парень с интересом следит за оформлением документов и рассказывает инспекторам свою историю. «Вот, брата лишили прав, а из-за технической ошибки получилось, что и мои тоже оказались недействительны, – причитает он. – Я сам за рулем второй месяц, еще не знаю правил про все эти платные парковки. В следующий раз буду платить. Кстати, сколько штраф?» Узнав, что теперь придется отдать 3 тыс. руб., водитель не расстраивается: он слишком рад, что успел спасти машину.
«Ленточки на память оставлю», – улыбается он, отклеивая желтые стикеры, и уезжает.
Вдруг рядом раздается возмущенный женский возглас. Оказалось, что, пока оформлялся Ford, водитель огородил парковочными конусами джип, который припарковался рядом с театром.
«Я ненадолго приехала в театр, отпустите меня, пожалуйста!» – молит автомобилистка. На что ей отвечают, что машина уже огорожена и скоро ее начнут оформлять. «Слушайте, а может, я уеду?» – вопрошает она и хватается за сердце.
Эвакуаторщик вздыхает и делает вид, что ему нужно что-то проверить в машине. Девушка бросается к автомобилю, отодвигает конусы и мигом уезжает. «И так случается постоянно. Отпускаем», – говорит Витя.
Тем временем на нашем участке нарушителей не осталось: часть быстро рассосалась, а некоторые водители, готовые было заехать на тротуар, заметив эвакуаторы, поспешно ретировались. По машинам, едем дальше. В машине, кстати, очень удобно. Есть кондиционер и комфортные кресла. Видно, что при необходимости здесь можно даже поспать. Мы едем дальше по Садовому кольцу.
«За день эвакуируем три-четыре машины, – рассказывает Витя. – Последнее время нарушений в пределах Садового стало совсем мало: все знают, что бросать машины нельзя. Конечно, есть те, кто пытается придумать, как избежать эвакуации.
Выкручивают колеса, прижимаются плотно к стенке, подъезжают задом вплотную к рекламным вывескам в надежде, что эвакуатор не сможет подцепить или поднять автомобиль.
Но это не помогает: если у меня есть команда, я этот автомобилю эвакуирую в любом случае. Есть много способов сделать это без проблем». На вопрос о том, почему водители так поступают, ведь им в любом случае не избежать штрафа, пусть и 3 тыс. руб., Витя только пожимает плечами: «Штраф 9–10 тыс. руб. им много, 3 тыс. – мало. Не понять. При этом большинство нарушителей – именно на дорогих автомобилях».
Между тем за окном эвакуатор грузит дряхлую отечественную «семерку». А роскошные иномарки, заставившие островки безопасности так, что уже оказались на проезжей части, мы игнорируем. Оказалось, что у нас просто другая разнарядка: за этих товарищей возьмутся коллеги, которые едут позади нас. Мы разворачиваемся и движемся по внутренней стороне Садового кольца.
У посольства Ливана на тротуаре в ряд стоят сразу несколько люксовых внедорожников с красными дипломатическими номерами.
«Тут мы ничего поделать не можем, – объясняет инспектор МАДИ. – Их мы фотографируем и отправляем в базу ГИБДД, чтобы вопрос решался на более высоком уровне».
А вот пристроившемуся рядом водителю простенького седана Renault явно не повезло. Здесь одной фотографией не отделаешься. Инспектор начал оформление нарушения. На каждый автомобиль составляется несколько документов, среди которых протокол о задержании и акты приемки-передачи. В документе указываются все повреждения автомобиля, включая потертости на кузове и колесных дисках. Кроме того, инспекторы заглядывают в салон, вдруг там лежит что-то ценное. По их словам, никаких ценностей в автомобилях пока не забывали. На весь процесс погрузки и оформления уходит всего 10–15 минут. При этом в оформлении задействованы три человека – сам инспектор МАДИ, эвакуаторщик АМПП и технический специалист.
В момент, когда над машиной уже была занесена стрелка эвакуатора, с криками «Я все заплачу!» прибегает солидный мужчина в костюме. Снова демонтаж оборудования. Но оформление протокола в таком случае затягивается: нужно записать все данные и контакты автовладельца. Вместо 10 минут проходят все 20.
«Разве здесь нельзя парковать машину? Я встал рядом вон с теми машинами, – вопрошает владелец французской иномарки, указывая на автомобили дипломатов. –
Если у меня будут красненькие номера, тогда меня не увезут?»
По его словам, мужчина всегда паркует машины именно так, штрафы его не пугают, автомобиль служебный и раскошелиться придется организации, в которой он служит.
«Все равно буду бегать за автомобилем и парковать на тротуарах, – заявил мужчина. – Просто гиблое дело, не дают жизни водителям, а в центре на парковках нет места».
Прошло уже больше трех часов, а улов нашего эвакуатора равен нулю. За это время некоторые наши коллеги уже успели доставить автомобили на штрафстоянки и вернуться на маршрут.
«Наша цель – навести порядок на улицах, а не увезти как можно больше машин на штрафстоянку», – объясняет инспектор.
В АМПП «Газете.Ru» также заявили, что никаких нормативов по количеству эвакуированных автомобилей нет.
Затем мы уже пешком двигаемся дальше по Садовому в сторону многочисленных ресторанов. Здесь двойное нарушение – и тротуар, и знак «Стоянка запрещена». В подтверждение своих слов инспектор советует поскорее освободить территорию владельцам автомобилей, пристроившихся рядом. Он даже заглядывает в пару кафе, чтобы спросить, нет ли там беспечных водителей. Те не заставляют себя ждать.
«Вот это да, мне в ресторане сказали, что тут точно можно спокойно парковаться. Спасибо, что предупредили», – говорит респектабельный бизнесмен на BMW X6.
Сотрудники соседних заведений также бегут в зал предупредить своих клиентов. Улица мгновенно пустеет. Оставшиеся два автомобиля уже точно попадутся в лапы эвакуатора. К ним владельцы так и не подошли. Это кроссовер Lexus и легковушка Chevrolet.
«А что будет, если повредить автомобиль во время погрузки, такие случаи бывали?» – интересуюсь я у эвакуаторщика. По его словам, такое происходит, но редко.
«Иногда такое случается.
Могут поцарапать автомобиль. На моей памяти автомобиль даже упал с погрузчика», – сообщает он.
Как «Газете.Ru» пояснили в АМПП, в случае, если водитель обнаружит, что машине нанесен ущерб, ему необходимо собрать документы и обратиться в страховую компанию, с которой сотрудничает АМПП, за возмещением.
Доказать то, что машину повредили, можно при помощи акта приемки. Технический специалист указывает все дефекты автомобиля в соответствующем акте. И если машина окажется на штрафстоянке уже с новыми повреждениями и это будет доказано, страховая компания возместит ущерб. Размер выплат не ограничен.
Еще один наболевший вопрос для инспекторов – это автомобили со снятыми номерами. Как разъяснили в АМПП, в случае, если машина стоит с нарушениями ПДД, сотрудники МАДИ в любом случае имеют право ее эвакуировать. Сложнее ситуация с теми машинами, которые стоят в зоне платной парковки без номеров. Однозначно действенных методов борьбы с такими нарушителями пока нет: инспекторы могут дожидаться автовладельцев, которые рано или поздно возвращаются за своими автомобилями, и номера оказываются в багажнике. Кроме того, инспектор МАДИ по своему усмотрению может принять решение о его эвакуации. В таком случае автовладельцу придется проехать в поисках своей машины все штрафстоянки и доказать, что она принадлежит именно ему.
Напомним, что эвакуация мотоциклов, а также малолитражек с мощностью двигателя до 80 л.с. обходится нарушителю в 3 тыс. руб., легковых машин с мотором мощностью от 80 до 250 л.с. – в 5 тыс. руб., а с двигателем более 250 л.с. – в 7 тыс. руб. Эвакуация грузовиков зависит от габаритов машины и может достигать 47 тыс. руб. Помимо стоимости самой эвакуации владельцу автомобиля в любом случае придется заплатить штраф за нарушение правил парковки – 3 тыс. руб.