Для спасения российского авторынка от глубокого кризиса и поддержания интереса россиян к покупке новых машин руководство страны приняло проверенные временем меры. На продление успешной программы по утилизации и trade in в 2014 году из антикризисного фонда будет выделено 2,9 млрд руб. По оценке Минпромторга, это позволит продать порядка 30 тыс. автомобилей дополнительно. Действие программы продолжится и в 2015 году, на эти цели в автомобильную отрасль будет вложено еще 10 млрд руб. Такое решение будет способствовать продажам еще 170 тыс. машин.
Отметим, что масштабная программа по стимулированию обновления российского автопарка стартовала в России с 1 сентября текущего года. Условия участия в новой программе останутся прежними. Она будет распространяться на все категории автомобилей: легковые, внедорожники, грузовики, автобусы. Машину можно не только отправить в утиль с получением скидки, но и сдать в trade in. В настоящее время сумма компенсации составляет от 40 тыс. руб. за сданный легковой автомобиль и до 350 тыс. руб. за грузовой. Что касается trade-in, то скидка составляет от 40 тыс. до 300 тыс. руб. соответственно. По данным Минпромторга, лидером по утилизации стал отечественный «АвтоВАЗ». На долю автомобилей Lada пришлось порядка 40% всех машин, купленных по спецпрограмме в текущем году.
Между тем эксперты уверены, что в случае дальнейшего падения курса рубля этой суммы окажется недостаточно. По их оценке, подавляющее большинство проданных благодаря утилизации автомобилей будет производства «АвтоВАЗа». Представителям иностранных марок остается главным образом рассчитывать на trade in.
По мнению директора по продажам ГК «АЛЕА» (дилер Volkswagen) Дмитрия Иванова, дополнительные 10 млрд руб. окажутся очень кстати для автодилеров, поскольку первый квартал года, куда входит «мертвый» январь, традиционно не самый активный период продаж.
«Это, несомненно, поддержит рынок, — говорит Иванов «Газете.Ru». — Однако остается вопрос, как поведет себя рынок, если доллар, а с ним и цены на автомобили, продолжат расти прежними темпами. При достижении определенной ценовой планки спрос может очень сильно сократиться.
Тогда программа утилизации уже не будет оказывать на него прежнее влияние, и для продления эффекта выделяемую сумму придется увеличивать пропорционально».
Эксперт уверен, что основным выгодополучателем по программе останется отечественный «АвтоВАЗ». Дилеры, реализующие другие автомобили российской сборки, тоже окажутся в выигрышном положении. Остальные же сделают упор на программу trade in.
По мнению Иванова, добавленные в текущем году 2,9 млрд руб. вызовут всплеск активности в низком и среднем ценовых сегментах, если импортеры оперативно отреагируют и возобновят работу по программе. При этом он отметил, что компенсацию за предоставленные скидки дилер уже получил от импортера в полном объеме.
«Многие клиенты осознали, что дилеры не зря предупреждали о росте цен, — говорит эксперт. —
Если сейчас не купить автомобиль, то в следующем году его покупка может стать несбыточной мечтой.
Небольшой выбор пока что есть, но сокращается количество автомобилей на складе весьма стремительно».
Первый вице-президент ГК «Автоспеццентр» Алексей Тузов считает, что падение уровня продаж за счет принятых государством мер снизится на 10% по итогам 2015 года, а не на 12–13%, как ожидалось ранее. Однако, по его словам, в ближайшей перспективе в плюс рынок все равно не выйдет.
«Этой осенью программа утилизации дала второе дыхание продажам подержанных автомобилей, — говорит Тузов. — Наиболее заметный покупательский ажиотаж пришелся на октябрь-ноябрь, когда падение рубля и ожидающийся рост цен на машины послужили стимулом к обмену старых автомобилей на новые.
В десятку наиболее покупаемых в рамках программы утилизации автомобилей вошли в основном «АвтоВАЗ», ГАЗ, «КамАЗ» и УАЗ. При этом «АвтоВАЗ» уже израсходовал предоставленную ему квоту 2 млрд руб.
Это говорит о том, что в рамках программы подавляющий спрос распространялся именно на отечественные автомобили, многие водители пересели с подержанных иномарок на новый автопром. Нас, как автодилера, предлагающего к продаже иностранные бренды, данный фактор не сильно радует. Но мы приветствуем любую поддержку авторынка со стороны государства. Производители импортных автомобилей также охотно поддерживают продление программы утилизации и trade in. Наибольшим спросом среди покупателей будут пользоваться бюджетные иномарки отечественной сборки и по-прежнему продукция российского автопрома. Потенциальные покупатели — те, кто не поддался всеобщему ажиотажу, связанному с ослаблением рубля, и все еще ждет новогодних скидок и распродажи стоков».
В компании «Автопрага» (дилер Skoda) «Газете.Ru» сообщили, что в настоящее время получают компенсацию от представительства за сделанные раннее скидки. Эксперты компании уверены, что продление программы поможет бюджетным автомобилям и маркам среднего сегмента, производимым в России.
«С учетом общей тенденции падения рынка сейчас любая программа поддержки будет актуальной, тем более что программа распространяется на автомобили российского производства, которые пока несильно страдают от колебаний рынка валют, — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании «Автопрага». —
В салонах остались только самые невостребованные и дорогие версии и комплектации, автомобилей, пользующихся наибольшей популярностью, нет.
Это связано еще и с тем, что заводы перешли на заказ автомобилей «под клиента» и отказываются от свободного стока».
В свою очередь директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин сомневается в том, что квота 10 млрд руб. будет выбрана быстро. Причина в том, что население столкнулось с сильным ослаблением национальной валюты, и автомобильные дилеры после реализации досрочного спроса будут вынуждены поднять цены. По оценке эксперта, население старается использовать накопления для покупки товаров длительного потребления, и дополнительные средства в рамках программы утилизации на 2014 год — это глубоко вторичный фактор. Тем не менее эта мера снизит скорость сокращения рынка и будет крайне полезной.
«Самым большим спросом в рамках программы по утилизации, как и раньше, будут пользоваться автомобили «АвтоВАЗа», — уверен Лепешкин. —
Российский автомобильный гигант наименее подвержен тенденции повышения цен из-за валютных колебаний и получит дополнительное преимущество перед конкурентами. По нашим оценкам, около 65–70% из квоты будут выбраны именно на покупку автомобилей «АвтоВАЗа»,
а остальная часть средств поддержит других автопроизводителей с глубокой локализацией производства.
Между тем, как сообщил «Газете.Ru» источник на «АвтоВАЗе», в настоящее время большинство автомобилей уже расписано и продано.
«Продажи будут хорошими, но «АвтоВАЗ» будет ограничен в возможностях производства, — отметил источник. — Дело в том, что в январе завод будет закрыт на новогодние каникулы и мы будем распродавать то, что есть. Сейчас мы уже распродали все автомобили, проходящие по программе утилизации. В дальнейшем спрос на модели будет равномерным, выделить какого-то лидера однозначно нельзя. Продается все. Лучше всех продается Lada Granta, но существуют ограничения при производстве».
Источник на «АвтоВАЗе» опроверг возможность досрочного старта производства новой модели Lada Vesta для того, чтобы успеть запустить ее продажи со скидкой по программе утилизации.
В свою очередь директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков полагает, что выделенных 10 млрд руб. должно хватить до начала — середины второго квартала 2015 года. Но эта сумма не станет драйвером для активного оживления рынка.
«Как показывает практика, наибольшим спросом пользуются бюджетные модели от представителей — Lada, Renault, KIA, Hyundai, — говорит Ермаков. — Мы считаем, что тенденция сохранится в следующем году. С учетом снижения продаж на авторынке в этом году и сложившейся ситуации мы считаем, что активного роста не будет, но и падение несколько замедлится по отношению к 2014 году. Активнее всего спрос будет на автомобили бюджетного сегмента, интерес со стороны покупателей к программе утилизации не угас, а только возрос после девальвации рубля. Остатки автомобилей 2014 года активно раскупаются. Ходовые и бюджетные модели становится найти все сложнее».