Так уж получилось, что российский этап «Формулы-1» я смотрел не с трибуны сочинского кольца, а по телевизору. Но это не стало трагедией. Внутренний голос подсказывал, что после фурора, который произвел новейший российский автодром, разбирать его заграждения и превращать часть гоночного полотна в дороги общего пользования никто не станет.
Ожидания полностью оправдались. Не прошло и месяца после Гран-при России, как компания Mazda пригласила «Газету.Ru» поучаствовать в финале своего любительского чемпионата Mazda Sport Cup. Не где-нибудь, а на том самом, еще не остывшем после формульных баталий «Сочи Автодроме».
Отказываться от подобных предложений не принято. Тем более что Mazda — одна из немногих марок, кто уделяет пристальное внимание развитию и популяризации автоспорта в нашей стране.
Основы для создания в России собственной гоночной школы японская компания заложила в 2008 году, когда начал проводиться Zoom-Zoom Challenge для отечественных поклонников марки Mazda. А вскоре была запущена и Академия спортивного вождения под руководством гонщика Олега Кесельмана. В ней за относительно скромную плату можно было обучиться основам управления автомобилем на кольце и пройти продвинутые курсы на лучших зарубежных автодромах.
В 2011 году Zoom-Zoom Challenge перерос в Mazda Sport Cup с многоуровневым отбором участников по всей стране. А эпический финал прошел на новейшем на тот момент «Смоленском кольце». Продолжением формирования собственной школы подготовки пилотов стало открытие в прошлом году Mazda Karting Academy под руководством Сергея Балдина. Занятия школы проходят на московском картодроме Forza.
Сегодня Mazda Sport Cup — одно из наиболее демократичных ежегодных автоспортивных состязаний страны. Участие в нем может принять каждый владелец автомобиля данной марки.
Достаточно заполнить анкету-заявку на сайте компании и продемонстрировать свою скорость на треке, а также подтвердить физическую готовность к гонкам. Все остальное берет на себя российское представительство Mazda!
Само собой, столь масштабное мероприятие не обходится без внимания журналистов ведущих автомобильных изданий, которые на равных рубятся с владельцами «Мазд» и представителями дружественных марке корпораций.
В этом сезоне в жестком отборе на автодромах «Мячково» и «Нижегородское кольцо» приняли участие 300 клиентов. К финальному этапу первенства в Сочи из наиболее быстрых пилотов сформировали семь команд — по пять человек в каждой. Плюс два корпоративных коллектива. Ну а тридцатке журналистов предстояло разыграть попадание в главную гонку прямо на «Сочи Автодроме» — в финал проходили две команды из шести.
Трудно описать, с каким трепетом я ехал в Олимпийский парк. Оценить грандиозную панораму удалось еще из иллюминатора самолета, который заходит на посадку почти над трассой. Имеретинская низменность из пустыря превратилась в футуристический городской ландшафт. А трасса сочинского автодрома, петляющая между олимпийскими объектами, логичным образом связала все строения в единый спортивный комплекс.
Каждому из нас не терпелось поучаствовать в гонке. Но сперва предстояло пройти тесты на реакцию, выносливость, знание спортивных правил и истории марки Mazda. А также продемонстрировать навыки спортивного вождения за рулем переднеприводных Mazda3 с 2,0-литровым 150-сильным мотором и АКПП.
Широченное полотно с гигантскими «прямиками» предъявляет высочайшие требования к технике и пилотам.
Опасаясь за безопасность, команда Сергея Балдина искусственно замедлила особо опасные участки специальными ретардерами, но даже с ними скорости получались недетскими.
Уже после первого круга из-за жесточайших торможений на моей «трешке» слегка повело тормозные диски и появилось биение на руле. После второго — передние тормоза начали дымиться, но продолжили исправно функционировать. В результате, несмотря на полное незнание трассы, удалось показать неплохое время и по сумме баллов попасть в первую десятку.
После квалификации участников распредели на команды по пять человек. Тройка медленных пилотов получала в свое распоряжение Mazda3 и должна была принять участие в 90-минутной экогонке в зачете CLUB. Двоим же быстрейшим предстояло сражаться в режиме «атаки на время» на специально подготовленных заднеприводных 160-сильных родстерах MX-5 Aori в зачете PRO.
У нас подобралась отличная команда, способная бороться если не за кубок, то по крайней мере за подиум. По итогам экозаезда с обязательной сменой пилотов коллектив располагался на вполне достойном третьем месте. Но радоваться было рано. Наш быстрейший участник в заезде PRO (причем среди всех журналистов) слегка коснулся пластикового конуса и получил 10-секундный штраф к лучшему времени. А я и вовсе поставил жирную точку на шансах команды попасть в финал.
Дубасить на все деньги после пары кругов по незнакомому треку, как было в моем случае, очень непросто. Для начала не помешало бы выучить все 18 поворотов длинной даже по формульным меркам трассы, найти оптимальные точки торможений и быстрые траектории.
Единственный более или менее достойный круг на Aori оказался испорчен самым нелепым образом. На одном из участков трека стюарды зажгли красно-оранжевые огни, которые я издали принял за дублер красного флага. Увидев его, пилоты обязаны сбросить скорость и заехать на пит-лейн. Разумеется, снял ногу с педали газа и докатился до финиша в темпе бабушки. А в нагрузку получил 10-секундный штраф за конус, который, вероятно, зацепил задним колесом, объезжая один из ретардеров.
Втройне обидно, ведь это не было следствием грубой ошибки на торможении или вылета за пределы трассы — случайность, не более того. К своим реальным возможностям я не подобрался на добрый километр. Так или иначе, но из фаворитов мы моментально превратились в «лузеров» и основную гонку должны были смотреть уже с трибун.
Второй день спортивного уикенда начался с квалификационной экогонки на автомобилях Mazda3.
Впрочем, стартовая позиция едва ли могла повлиять на исход финала: победитель выявлялся по сумме времен двух 75-минутных командных гонок на обоих типах машин — MX-5 Aori и «трешках», со сменами пилотов и автомобилей.
В квалификации одни команды постарались подняться как можно выше и расходовали в среднем порядка 8 л бензина на сто километров, другие, напротив, выжигали под 20 л и просто вкатывались в новый для себя гоночный трек. Такая тактика была не лишена смысла: «Сочи Автодром» с полотном шириной 13–15 м позволяет без труда совершать обгоны даже на скоростной дуге. Отыгрывать позиции при хорошем темпе на нем несложно.
И вот наступило время самого захватывающего действа: автомобили замерли на главной прямой, команды мандражируют, ожидая старта, а болельщики в нетерпении топчутся на трибуне. Красные огни гаснут, и пилот первой машины со свистом срывается с места. Но что же остальные? Проходит секунда, две… Кто-то забывает сняться со стояночного тормоза, иные реагируют с большим опозданием… В результате уже после первого круга лидер отрывается от конкурентов на несколько корпусов.
Секрет раскрывается только после финиша: фальстарт с последующим аннулированием итогов всего заезда! Весьма неожиданный поворот!
Остановка гонки после первого круга с последующим рестартом выглядела бы куда более логичным решением. Но с судьями, как известно, не спорят!
Дополнительную интригу внесла погода. К началу второй 75-минутки сочинские небеса разверзлись, и на трассу обрушился тропический ливень.
Особенно тяжело пришлось пилотам в открытых Aori на гоночных полусликах, не слишком подходящих для езды по лужам. Чуть переборщил с газом на разгоне — и заднеприводный родстер залихватски закидывает корму, пытаясь обогнать задними колесами передние: только успевай отлавливать!
Следить за ходом гонки с трибун было непросто из-за хитрых тактических схем. На трассе единовременно находились как быстрые Aori, так и гражданские «трешки». Понять, кто в лидерах, а кто в аутсайдерах, не представлялось возможным вплоть до объявления результатов организаторами — разумеется, с учетом многочисленных штрафов за сбитые конусы, пересечение линии выезда с пит-лейна и превышение скорости в зоне боксов.
С трибун мы плавно переместились поближе к пилотам, дабы вдоволь насладиться их эмоциями, красотой разогретых докрасна тормозных дисков и запахом подгорающих колодок — всем тем, что и создает непередаваемую атмосферу гонок. А заодно пообщаться с именитыми тренерами команд.
В роли наставников выступили, в частности, Борис Шульмейстер, Владимир и Наталья Гольцовы, Александр Потехин, Владимир Шешенин, Александр Сотников, Павел Кальманович и другие представители Российской серии кольцевых гонок. Каждый из них с удовольствием делился секретами гоночного мастерства со своими подопечными и помогал в разработке тактики.
.
В этом сезоне Mazda Sport Cup победу в абсолюте одержала команда владельцев. Журналисты, как всегда, были быстрее, но из-за многочисленных штрафов смогли занять лишь вторую ступень пьедестала. Впрочем, это еще не конец. Уже совсем скоро, в феврале 2015 года, гоночные баталии с новой силой развернутся в Екатеринбурге, в рамках ежегодной ледовой гонки Mazda Ice Race. Там и посмотрим, кто лучше подготовлен — журналисты или клиенты.