О намерении привлечь к уголовной ответственности двух водителей, в четверг помешавших эвакуации своих автомобилей, «Газете.Ru» рассказала директор по стратегическому развитию ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) Ксения Бродуленко.
«Те водители, которые хотят запрыгнуть в свой автомобиль и на ходу остановить эвакуатор, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 330 УК РФ (самоуправство),
— рассказала она «Газете.Ru». — Мы уже готовим документы для обращения в правоохранительные органы по двум водителям, которые отличились сегодня. Очень надеемся, что наше обращение в полицию будет своеобразным предупреждением и для остальных автомобилистов, потому что есть опасение, что такой пример станет заразным. Это как с «зацеперами», которые катаются на крышах поездов. Мы бы очень хотели, чтобы водители понимали, что в случае подобных действий их ждут серьезные последствия».
Напомним, что поводом для обращения в полицию послужил поступок московского водителя Константина Алтухова. В среду днем его машину попытались эвакуировать с Профсоюзной улицы. Мужчина не отрицал самого факта стоянки в неположенном месте, но, по его словам, успел вернуться к своему пикапу Mazda еще до начала эвакуации. Когда же водитель эвакуатора отказался отдать ему машину, владелец запрыгнул в салон. Противостояние службы эвакуации и водителя длилось около 22 часов: водитель настаивал, что эвакуация незаконна, и отказывался платить за нее 5000 руб., в ГКУ «АМПП» считали иначе. В конечном итоге в четверг днем Алтухов вышел из машины, сумев добиться своего.
Уже в четверг вечером его поступок в районе Тверской улицы повторил еще один водитель.
Правда на этот раз противостояние оказалось более скоротечным, но и этому водителю удалось избежать оплаты эвакуации.
Именно после второго эпизода в ГКУ «АМПП» и решили обратиться в полицию. По словам Бродуленко, возможность привлечения водителей по ст. 330 УК РФ подтвердили юристы организации.
Бродуленко подчеркивает, что в обоих случаях водители были неправы. «В первом случае мужчина воспользовался тем, что эвакуатор остановился на пешеходном переходе, и залез в машину. А потом он просто наслаждался этим огромным вниманием СМИ, — считает она. — Мы решили урегулировать ситуацию, отпустив его и решать все через суд, потому что он стал вести себя все более неадекватно. Второй водитель подходит уже под обычную категорию «смельчаков», которые забираются в свои автомобили и через достаточно короткое время сдаются, просто потому что им надоедает. Мы тоже не особо упорствовали и не хотели его держать, потому что нет смысла задерживать работу эвакуатора».
В ведомстве собрали законодательную базу, которая должна подтвердить правоту службы эвакуации в суде. «Мы готовы все обосновать и подтвердить. Наш ответственный руководитель выехал на место, все зафиксировал, так что в своей правоте мы не сомневаемся», — добавила она.
В ГКУ «АМПП» признали, что аналогичные случаи при эвакуации автомобиля происходили и раньше, но ввиду отсутствия общественного резонанса ведомство не считало нужным обращаться в правоохранительные органы и добиваться наказания водителей.
Комментируя ситуацию с Алтуховым, Бродуленко отметила, что помимо уголовной ответственности и штрафа за неправильную стоянку,
ГКУ собирается потребовать с него через суд около 15 тыс. руб. Именно в такую сумму ведомство оценило свой ущерб, вызванный почти суточным простоем эвакуатора.
«Со вторым водителем такой необходимости нет, там будет только заявление о самоуправстве», — отметила она.
При этом она признала, что взыскивать с обоих водителей 5000 руб. за несостоявшуюся эвакуацию все-таки не будут. «Мы же на стоянку их не отвезли», — констатировала она.
«Мы видим, что наша парковочная власть дрогнула, — считает глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Конечно, в ситуации с Алтуховым они поняли, что спустя 22 часа деваться некуда, и пришлось соглашаться на его условия.
Не хотели создавать прецедент, но создали.
Сегодня вечером был уже второй случай, и чиновники понимают, что завтра будет и третий, и десятый. Поэтому надо пугать население страшилкой про уголовную статью о самоуправстве».
По словам эксперта, в действиях Алтухова не было никаких правонарушений.
«В течение 22 часов, что он там сидел, на месте событий побывали множество полицейских, — рассказал Травин. — Я как, член общественного совета при ГУ МВД по Москве, со многими из них разговаривал, и ни один не сказал, что в действиях водителя пикапа усматриваются какие-то правонарушения и уж тем более преступления.
Если бы было самоуправство, полиция среагировала бы».
По его мнению, исход противостояния в суде зависит от объективности самой судебной инстанции. «Но если говорить в целом о том, чем все закончится, то я скажу коротко: автовладельцев больше, — заявил он. — Численное преимущество на стороне людей, и в ГКУ «АМПП» пока этого еще не понимают. К такому конфликту все шло, ведь чем сильнее закручивают гайки, пугают, тем сильнее отдача. Идея борьбы за свои права давно витает в воздухе, и такие, как Алтухов, просто перешли от слов к делу».
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов также уверен, что никакого самоуправства в действиях просидевшего почти сутки в своей машине водителя не было.
«Это личная собственность водителя, и когда машина грузится на эвакуатор, ни один законодательный акт не прекращает право собственности, поэтому о каких-то нарушениях тут речь вообще не идет, — считает он. — В КоАП РФ написано, что эвакуация возможна, если причину задержания устранить невозможно.
В данном случае водитель эвакуатора сам рассказывал, что Константин Алтухов пришел еще до начала движения.
Но отдать ему машину он не смог — сделать это может только инспектор МАДИ, который, быстро оформив нарушение, уже уехал. Естественно, водитель, мягко говоря, послал Алтухова, и, когда тот попытался уехать, он залез в свою машину. Водитель эвакуатора сам признавался на камеру, что этот момент он просто не заметил и начал движение уже после того, как Алтухов сел в свою машину. Только когда водитель начал моргать ему фарами, эвакуаторщик остановился».