Московские автомобилисты обратились в Мосгорсуд с требованием признать незаконной практику «Московского паркинга» (ГКУ «АМПП») задерживать на штрафстоянках эвакуированные автомобили до полной оплаты услуг по их перемещению и хранению.
Как сообщил «Газете.Ru» адвокат Марат Аманлиев, два его клиента обратились в суд с таким требованием после того, как не смогли оперативно вызволить со штрафстоянки престижные иномарки.
«Мои клиенты приехали на специализированную стоянку, где попросили выписать квитанции, чтобы потом их оплатить, и отдать им автомобили, — рассказал Аманлиев. — Денег при себе у них не оказалось. Но в просьбе им отказали, поскольку прежде всего необходимо оплатить штраф. При этом речь шла про дорогие машины — Audi и BMW — стоимостью 2 млн руб.
Получается, что при сумме штрафа 5 тыс. руб. эта сумма в 400 раз меньше стоимости машины».
По словам адвоката, в Гражданском кодексе (ГК РФ) существует понятие «самозащита прав». И одним из способов ее реализации является такая мера, как удержание. При этом в ГК четко прописано, что если стоимость имущества в несколько раз превышает размеры обязательства, то удерживать его нельзя.
«В Конституции РФ, в свою очередь, указано, что никто не может быть лишен своего имущества без решения суда.
В отношении клиентов не было ни одного решения суда, которым ограничивалось их право собственности на автомобили», — заявил Аманлиев.
Как пояснил юрист, он оспаривает закон города Москвы от 11 июля 2012 года №42 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве». По его мнению, этот нормативно-правовой акт (НПА) противоречит Конституции и федеральному законодательству.
По мнению адвоката, автолюбители, чьи машины увезли на штрафстоянку за неправильную парковку, должны получить возможность оплачивать штраф по аналогии со штрафами за нарушение ПДД. Например, в течение 60 дней.
Кроме того, адвокат намерен обжаловать распоряжение департамента экономической политики и развития Москвы от 9 сентября 2013 года №35-Р «Об утверждении размера оплаты расходов на перемещение и хранение на специализированных стоянках задержанных транспортных средств».
«В департаменте экономической политики и развития города Москвы придумали, что стоимость эвакуации легковых автомобилей рассчитывается по мощности лошадиных сил двигателя.
И только у больших машин стоимость рассчитывается по весу и размеру. Получается, что эвакуация совершенно разных по цене автомобилей, к примеру Mercedes-Benz C 300, Land Cruiser и Rolls-Royce, стоит одинаково», — заявил Аманлиев.
Как пояснил эксперт, всего в Мосгорсуд направлено три заявления.
«Существует ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ. Согласно ей можно подать заявление об оспаривании нормативно-правового акта (НПА), если вы считаете, что этим НПА нарушаются ваши права или же такая угроза существует. Руководствуясь этим, мы подали три заявления. Если в Московском городском суде нам откажут, мы будем подавать апелляцию в Верховный суд. ГКУ «АМПП» вставляет автолюбителям палки в колеса, но все необходимо делать в рамках закона».
Московский юрист Виктор Вэскер, сам успешно оспаривающий решения московских властей в судах, полностью поддерживает инициативу коллег. Более того, некоторое время назад он уже обратился в Мосгорсуд и Тверской суд с аналогичными заявлениями.
«Несчастный автолюбитель приезжает на штрафстоянку, и ему выставляют счет 8, 10, 12 тыс. руб. — не всегда у него есть эти деньги с собой, — говорит Вэскер «Газете.Ru». — Получается, что, пока человек ищет эти деньги, каждый день поиска стоит 1 тыс. руб.
При этом такая практика противоречит прямому указанию в КоАП РФ, где указано, что машина должна быть возвращена собственнику незамедлительно после устранения причины ее задержания.
То есть если машину забрали с места, где парковка запрещена, и доставили на штрафстоянку, то причина для ее удержания отпадает. А так получается, что машина находится в заложниках у коммерческой организации».
Вэскер также придерживается мнения, что тарифы на эвакуацию «лишены логичного обоснования».
«Почему стоимость эвакуации зависит от мощности двигателя автомобиля, а не от веса машины, ее габаритов, маршрутного листа? — рассуждает эксперт. — Порой мощность мотора маленькой машинки, например MINI, мощнее какого-нибудь гигантского Chevrolet. Эти тарифы противоречат прямой норме законодательства.
При оплате перемещения автомобиля мы должны покрывать только расходы, которые складываются из стоимости бензина, амортизации эвакуатора и зарплаты водителя. Но эти тарифы не должны приносить прибыль».
Вэскер считает, что автовладельцам и представителям профессионального сообщества необходимо объединять свои силы и оспаривать нарушение прав автолюбителей в судах.
В свою очередь, в ГКУ «АМПП» «Газете.Ru» заявили, что в части оплаты услуг по перемещению и хранению автомобилей организация действует в рамках законодательства.
«Наша деятельность в этой области регулируется распоряжением департамента экономической политики и развития Москвы от 9 сентября 2013 года №35-Р «Об утверждении размера оплаты расходов на перемещение и хранение на специализированных стоянках задержанных транспортных средств», — пояснили в пресс-службе АМПП.
«Аналогичный порядок действовал и при эвакуации транспортных средств ГБУ «ГСПТС», деятельность которого осуществлялась в соответствии с распоряжением правительства Москвы от 19 февраля 2004 года №234-РП с 2004 года. Кроме того, порядок возмещения расходов устанавливается законом субъекта РФ», — говорится в официальном ответе организации.