— Николай, расскажите, как вы попали в ДТП.
— Все произошло 20 октября около 6.15 утра. Я вез на работу беременную жену. Я ехал в сторону центра, но прямо перед Северянинским мостом мне нужно было взять правее на съезд с Ярославского шоссе. Я увидел перед собой ВАЗ-21099, до него было метров 20, за ним уже стояли несколько машин, которые к этому моменту столкнулись. Первое действие — немного сбросить скорость. Потом я начал тормозить, но реакции на педаль тормоза вообще не было никакой. И это при том, что мой автомобиль оборудован ABS, а недавно я поставил шипованную зимнюю резину. Я пробовал «перегазовывать», но ничего не происходило — машина как шла, так и идет. Я пытался подкручивать руль, но машину стало немного заносить, и я бросил все это дело и пошел лоб в лоб.
— И вы стали еще одним участником ДТП…
— Да, к этому моменту передо мной уже столкнулись поливомоечная машина, в которую въехала мусороуборочная машина на базе «ЗиЛа». В «ЗиЛ» въехала Skoda Octavia, с другой стороны в него же въехал ВАЗ-21099, которую уже я непосредственно ударил в зад. После этого в меня еще въехала Mazda, и сзади накрыло «Газелью». В итоге на этом участке нас собралось восемь машин. Чуть подальше на этом же съезде столкнулись еще четыре автомобиля.
— Вы вызвали ГИБДД?
— Да, я позвонил, но и после их приезда машины продолжали биться, но уже на самом Ярославском шоссе, на мосту. Думаю, на съезде все началось раньше, потому что он двухполосный и просто замерз быстрее. А на мосту дорога намного шире и понадобилось больше времени.
— Непонятно, как задолго до столкновения там прошли поливомоечные машины?
— Видимо незадолго до того, как я врезался. На обочинах была вода с пеной, скорее всего, тот самый шампунь «Чистодор» (моющее средство, которым обрабатывают дорогу перед зимним сезоном. — «Газета.Ru»). Потому что никаких осадков ни в предыдущий день, ни в ночь на воскресенье не было — воде взяться неоткуда было.
— Сколько в итоге машин попало в ДТП?
— Мы считали, пока стояли на съезде с другими водителями. Тем более со стороны хорошо виден весь мост.
Все СМИ написали, что 20–30 машин, но это неправда. Мы насчитали около 50. Это вместе с автобусами, нашим съездом, со всем, что было.
— Как со стороны происходил процесс столкновения машин?
— По сути, даже не видно было, что машины пытаются тормозить, никакого визга шин.
— Как долго оформляли аварию?
— Около 6 часов. Мы разъехались около полудня. На нашем съезде с 12 машинами работал один экипаж, на самом мосту были еще шесть.
— Движение по мосту возобновили около 10 утра?
— До 10 часов утра там ничего, наверное, и не происходило.
Стояли битые машины, образовалась гигантская пробка.
После 10 начали растаскивать тех, кто не мог самостоятельно ехать. Мы спустились по съезду чуть вниз и встали на площадке, где нам выписывали протоколы, справки.
— Как вели себя сотрудники ГИБДД, что говорили?
— Полицейские нам сказали, что мы должны были двигаться с «максимально безопасной скоростью». Я потом смотрел ПДД и четкой формулировки, что это такое, так и не увидел. Пробовал спросить инспектора, он сказал, что, въезжая на лед и видя перед собой в 20 метрах машину, мне нужно было соблюдать такую дистанцию, чтобы тормозного пути хватило для того, чтобы избежать столкновения.
— То есть то, что этот лед вдруг образовался в сухую погоду в октябре на оживленной городской магистрали, как бы в порядке вещей?
— Ну, гаишник попался неглупый и лед на трассе он не комментировал.
Естественно, ни о какой наледи в протоколе речь не идет. При этом было так скользко, что сам он на нем катался очень сильно. Там дорога — абсолютный каток. Я вышел в резиновых кроссовках, у меня ноги в разные стороны разъезжались.
— Что будете делать дальше?
— В четверг у нас назначен разбор в ГИБДД. Я думаю, нам всем вручат справки о ДТП. Как они сами объясняли, если ты въезжаешь «лицом» в кого-то, платит твоя страховая, если тебе в «зад» въехали, то платят тебе. Вы сами знаете, как у нас платят по ОСАГО, и я думаю, что в лучшем случае выплатят 50%.
Приблизительный ущерб у меня 100–150 тыс.
— Может, обратиться в суд?
— Я не верю, что это поможет. Нужно было сразу вызывать коммунальщиков, брать с них объяснения, брать какие-то пробы наледи, замерять коэффициенты. Естественно, на практике это сделать нереально, и никто этого не сделал. Один из водителей маршрутки говорил, что его компания будет подавать в суд. Он сказал, что такое часто бывает и суды они, как правило, выигрывают. Но одно дело — компания со своими юристами и опытом подобных дел, а другое — обычные люди без юридических знаний.
— Кто, по-вашему, виноват в случившемся?
— Все водители абсолютно уверены, что это вина коммунальщиков. Асфальт должен был быть сухой. На земле под мостом вода не замерзла, потому что морозец был небольшой. А вот в пролетах, где идет обдув ветром, все быстро заледенело.
— Верите, что власти признают свою вину? В мэрии даже создали комиссию для разбора ситуации...
— Ну а кто вошел в эту комиссию? Специалисты из ГИБДД и коммунальных служб. По сути, им тогда нужно признаться, что они допустили ошибку, и тогда придется платить компенсации. Я в это, мягко говоря, не верю. Комиссия должна быть независимой, экспертов у нас хватает.
— Удастся ли найти и наказать виновных?
— Ну, это из области фантастики. Налицо чья-то халатность, но вряд ли виноваты водители этих «поливалок». Видимо, у кого-то в графике стоит, что в октябре нужно чем-то полить, вот и полили. А дождь там, снег, сколько градусов на улице — никто не смотрит.
Пресс-секретарь комплекса городского хозяйства столичной мэрии Игорь Пергаменщик в среду вечером сообщил «Газете.Ru», что межведомственная комиссия столичной мэрии еще продолжает работу и результатов расследования пока нет. Ранее источник в компании — производителе «Чистодора» сообщил «Газете.Ru», что использовать моющее средство при температуре ниже +5 градусов бессмысленно. При более низкой температуре шампунь теряет свои чистящие свойства. По данным синоптиков, рано утром в воскресенье 20 октября в столице было около 1 градуса тепла.