В столичной мэрии межведомственная комиссия расследует причины массового ДТП на Ярославском шоссе в минувшее воскресенье. Тогда из-за покрывшегося льдом асфальта на Северянинском мосту столкнулись около 30 машин, а движение в центр города на несколько часов было полностью парализовано. Этот инцидент был не единственным – из-за обледенелого асфальта тем же утром на Волоколамском шоссе в ДТП погибла 30-летняя женщина.
В департаменте ЖКХ заявляют, что по каждому столкнувшемуся на Ярославском шоссе автомобилю будет приниматься индивидуальное решение – дорожники, коммунальщики и представители ГИБДД изучают записи с видеорегистраторов и другие материалы дела о крупном ДТП. Очевидцы сообщали, что незадолго до аварий по улицам проехали поливомоечные машины, обработавшие дорогу жидкостью, которая в условиях заморозков – в столице в ночь на воскресенье было всего 0,6 градуса выше нуля – быстро превратилась в лед.
Согласно сложившейся в последние годы практике каждый октябрь и апрель столичные дороги обрабатывают специальным моющим средством «Чистодор». Этот шампунь удаляет с поверхности нефтяную пленку и готовит асфальт к использованию зимних реагентов. Спустя несколько часов после применения «Чистодора» (обработка происходит ночью в период наименьшего трафика. – «Газета.Ru») моющее средство смывают простой водой.
Первые испытания «Чистодора» прошли в столице еще осенью 2002 года. Эксперимент признали удачным, и с тех пор город активно использует средство.
Между тем, как стало известно «Газете.Ru», мыть улицы «Чистодором» в ночь на 20 октября коммунальщики вообще не должны были.
«Применять любой моющий шампунь при температуре ниже +5 градусов бессмысленно, в том числе и наш, — рассказал «Газете.Ru» источник в руководстве компании «Гарант-Л», производящей «Чистодор». — При холодной погоде он просто теряет все свои свойства и ничего не отмывает. Это все равно что поливать асфальт водой. У нас идет разбавление 1:1000, то есть на 1 литр химического вещества мы добавляем 1 тонну воды. Понятно, что такая небольшая концентрация никак не может сказаться на свойствах замерзания «Чистодора» — в этом плане он ничем не отличается от воды. К тому же после шампуня дорогу промывают той же самой водой».
В компании считают любые обвинения в адрес производителя абсурдными. «Одиннадцатый год он прекрасно моет, в рецептуре ничего не менялось, — добавил источник. — Мы просто производим само вещество, всеми вопросами, связанными с его применением, занимается город.
Только чиновники департамента ЖКХ или в префектурах решают, где и когда моют. Не хочется никого обвинять, там еще работает комиссия, но если «Чистодор» начинают использовать в мороз, то это уже не к нам».
При этом аналогичные ситуации с поливом дорог в морозную погоду бывали и раньше. «В апреле 2006 года коммунальщики тоже полили дороги водой, когда случился заморозок — минус три градуса, и я своими глазами видел, как при сильном ветре вода замерзала буквально через 10 минут после проезда поливомоечной машины, — отметил собеседник «Газеты.Ru». — Тогда тоже было немало аварий. После этого к прогнозам погоды стали относиться гораздо внимательнее и таких ситуаций больше не повторялось».
Между тем коммунальные службы должны были знать о предстоящих понижениях температуры.
«Перед началом обработки улицы коммунальщики в обязательном порядке получают сводку погоды, — заявил «Газете.Ru» эксперт по дорожным реагентам Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Юрий Васильев. — Но у мостов есть своя специфика. Этот объект обдувается ветром, и температура, которая наблюдается в городе в целом, может отличаться от температуры на мосту».
Общее количество автомобилистов, пострадавших в воскресенье из-за обледенелых дорог, неизвестно. СМИ сообщили только о двух серьезных ДТП в Москве, на самом деле аварий наверняка было гораздо больше.
Однако добиться какой-то компенсации от городских властей даже в этом случае будет непросто.
«Теоретически у нас можно все, законодательство позволяет, а практически, учитывая наше правосудие, шансы, мягко говоря, невелики,
— рассказал «Газете.Ru» юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Александр Рыбалко. — Тут все упирается в доказывание. Ведь суд надо убедить в том, что врезался ты не из-за того, что не соблюдал безопасную дистанцию, а именно из-за обледенелости асфальта. Сразу после такой аварии нужно было бы измерить коэффициент сцепления с дорожным полотном, составить акт, сделать еще массу вещей, о которых люди думают в последнюю очередь, но без которых в наших судах ловить нечего».
Поэтому на практике, считает Рыбалко, вряд ли кто из автовладельцев даже обратится в суд. «Если представить, что кто-то после аварии собрал нужные документы, то само разбирательство — это же огромная волокита. Административные дела тянутся по полтора-два года, человеку нужно будет отпрашиваться с работы на целый день, тратиться на дорогу, а результат далеко не очевидный, — уверен адвокат. —
Потому что у нас выстроена такая бюрократическая система, которая позволяет дорожникам, гаишникам легко уходить от ответственности.
Таких ведь ситуаций, разбирательств очень много. Они просто пишут, что приняли все меры».
По его мнению, какие-то компенсации водители смогут получить, только если по итогам работы комиссии сами власти признают свою вину и предпримут соответствующие шаги.