Минобороны России заявило о передислокации в Сирию еще одного вида авиатехники — новейших истребителей Су-35С. Ранее ведущая борьбу против запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (организация запрещена в России) авиагруппа ВКС РФ на базе в Латакии была представлена бомбардировщиками Су-24 (один из которых был потерян в результате атаки турецких ВВС 24 ноября 2015 года), штурмовиками Су-25, истребителями Су-30СМ, новейшими бомбардировщиками Су-34, вертолетами Ми-24 и Ми-8. Прикрывает работу авиагруппы зенитный ракетный комплекс С-400, развернутый на авиабазе Хмеймим после того, как был сбит Су-24. Также там работают комплексы радиоэлектронной борьбы «Красуха-4». Бомбардировки объектов «Исламского государства» также осуществлялись стратегическими самолетами дальней авиации Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-22М3, а также кораблями Каспийской флотилии и подводной лодкой Черноморского флота «Ростов-на-Дону» при помощи крылатых ракет «Калибр».
«С прошлой недели к выполнению боевых задач на авиабазе Хмеймим приступили сверхманевренные истребители Су-35С», — заявил на брифинге в понедельник официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков.
Многоцелевые сверхманевренные одноместные истребители Су-35 (Flanker-Е+ по классификации НАТО) — новейшие самолеты в российской военной авиации. На вооружение их приняли лишь летом 2015 года, государственные испытания новых «Сушек» завершились в конце мая, но до этого истребители проходили опытно-войсковую эксплуатацию и дорабатывались производителями с учетом замечаний летчиков. Су-35 принадлежат поколению «4 + +», то есть немного не дотягивают до перспективного пятого поколения. Причиной этому стала экономия Минобороны средств и времени на создании самолета пятого поколения в 1990–2000-е годы — военные решили просто применить новейшие высокотехнологичные приемы на самом популярном тяжелом истребителе Су-27, глубоко его модернизировав. Таким образом появился самолет, способный противостоять в воздушном бою американскому пятому поколению.
Официальному подтверждению переброски Су-35С в Сирию предшествовала публикация в газете «Коммерсантъ», где сообщалось, что несколько дней назад четыре новых истребителя через Каспийское море и воздушное пространство Ирана и Ирака вылетели в Латакию. Отмечалось, что принадлежали самолеты Восточному военному округу и в конце 2015 года были переданы Комсомольским-на-Амуре авиазаводом на аэродром Дземги, где базируется 23-й истребительный авиаполк 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО.
Скорее всего, в Сирии эти истребители будут использовать для прикрытия бомбардировщиков Су-24, наносящих удары по позициям боевиков, аналогичную функцию выполняют и размещенные в Латакии Су-30СМ.
«То, что Су-35 перебросили в Сирию, — это очень интересно. Но тут важно отметить, что он одноместный. Для нанесения ударов лучше двухместный самолет. Его вряд ли будут использовать как ударный, скорее он будет патрулировать воздушное пространство. Но четыре самолета ничего не решат», — сказал «Газете.Ru» аналитик издания Aviation Explorer Владимир Карнозов.
Что касается вооружения, то Су-35 имеет 30-мм встроенную пушку ГШ-301, способную производить 1,5 тыс. выстрелов в минуту. На эти истребители можно подвешивать управляемые ракеты класса «воздух-воздух», противокорабельные и противолодочные ракеты класса «воздух-поверхность», корректируемые авиабомбы.
Способ размещения на самолете вооружения — одна из отличительных черт четвертого поколения от перспективного пятого поколения. Не дотянул до пятого поколения Су-35 по двум показателям, поэтому его приписывают к «символическому поколению четыре два плюса».
«У пятого поколения есть ряд особенностей, отделяющих его от четвертого. Первое — это средства поражения: пятое поколение может нести как на внешней подвеске, так и в оборудованных отсеках, у истребителей четвертого поколения этого нет. Второе свойство — это то, что самолет может без форсажа переходить на сверхзвук, чтобы это сделать — оружие убирают внутрь, так с подвеской это сделать труднее», — поясняет авиаэксперт Карнозов.
Как отметил эксперт по вооружению Виктор Мураховский, в Сирию отправили первые Су-35 с комплексом радиоэлектронной борьбы «Хибины». «Он позволяет подавлять РЛС истребителей, средств ПВО. Такие машины в конце прошлого года только появились, я думаю, их загнали в Сирию испытывать в реальной обстановке. В ноябре их перегнали в Центр подготовки боевого применения в Ахтубинске и там почти два месяца готовили их, проверяли все, летчики готовились, это продуманное мероприятие», — пояснил «Газете.Ru» Мураховский.
Согласно данным производителя многофункционального комплекса «Хибины», концерна радиоэлектронных технологий КРЭТ, эта система обеспечивает индивидуальную защиту самолетов от ракетных атак вражеских истребителей и наземных средств ПВО. «Хибины» создают вокруг самолета защитное радиоэлектронное поле. Таким образом, комплекс дезориентирует и вводит в заблуждение управляемую ракету, делая самолет невидимым для противника. Отмечалось, что «Хибины» установлены и на фронтовые бомбардировщики Су-34, которые также участвуют в операции ВКС в Сирии.
Радиоэлектронная составляющая в Су-35 включает также суперсовременную радиолокационную станцию. «Изюминкой Су-35С является радар — это самая мощная на сегодняшний день радиолокационная станция «Ирбис», отличающаяся повышенной мощностью, выше, чем у американского самолета пятого поколения, что уравнивает шансы этих машин в воздушном бою», — пояснил Карнозов. Дальность обнаружения «Ирбисом» воздушных целей достигает 400 км. Система обеспечивает обнаружение, сопровождение и измерение координат воздушных, наземных, надводных целей днем и ночью, в любых погодных условиях при наличии естественных и организованных помех.
Другой важной особенностью Су-35 является двигатель с управляемым вектором тяги — это когда конструкция сопла реактивного двигателя имеет дополнительный узел, обеспечивающий отклонение сопла целиком, что увеличивает маневренность машины.
Как пояснил эксперт Карнозов, американские самолеты получили управляемый вектор тяги в пятом поколении, а в России эта технология применена на четвертом поколении — он есть на Су-30СМ (поколение «4+») и Су-35С (поколение «4 + +»). «На Су-35 установили двигатели, которые планировались на пятое поколение, он может некоторое время поддерживать скорость сверхзвуковую», — добавил специалист.
Поставка первой партии из 48 новейших истребителей по контракту, подписанному Минобороны и компанией «Сухой» на авиасалоне МАКС в августе 2009 года, завершилась в конце 2015 года. Второй контракт на такое же количество машин, подписание которого официально не подтвердили, по данным ряда СМИ, был заключен незадолго до нового года, его сумма оценивается примерно в 60 млрд руб.
Как отмечал в начале 2015 года замминистра обороны по вооружению Юрий Борисов, из-за нынешних финансовых сложностей в России военное ведомство притормозит с масштабными закупками истребителей пятого поколения ПАК ФА. Минобороны скорректирует госпрограмму вооружений «в новых экономических условиях» в сторону истребителей поколений «4+» Су-30 и «4 + +» Су-35, которые, по оценке военных летчиков, демонстрируют высокие характеристики. Сам Борисов называл эти типы самолетов «гордостью Вооруженных сил России».
Что касается Сирии — применение российской техники там стало для нее хорошей рекламой, в результате чего на нее возрос спрос. Как заявлял помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин, «сейчас по большинству систем, которые мы продемонстрировали, у нас всплеск интереса: одно дело — смотреть рекламные буклеты и видеоролики и другое — видеть реальное применение и, главное, эффект, результаты применения».
Экспортный контракт на Су-35 уже заключен Россией с Китаем — поставки 24 самолетов должны начаться в 2016 году. Кроме того, закупить эти истребители желает Индонезия, и уже в апреле текущего года министр обороны этой страны Рямизард Рякуду планирует продолжить переговоры по Су-35 во время своего визита в Россию. Вероятно, когда Су-35 покажут свои способности в Сирии, экспортный потенциал этих самолетов еще более возрастет.