Сообщения о нарушении государственных границ военными самолетами разных стран поступают регулярно. Например, только во вторник в генштабе Греции заявили о пересечении греческого воздушного пространства в районе между островами Лесбос и Хиос шестью турецкими истребителями F-16. Плана полета Турция при этом не предоставляла. По данным греческих военных, истребители находились в воздушном пространстве страны около 30 минут, после чего покинули его. Двумя днями ранее, в воскресенье, министр обороны Израиля Моше Яалон заявил о несанкционированном входе российского военного самолета в контролируемое Израилем воздушное пространство над Голанскими высотами, отметив, что «очевидно, это была ошибка пилота». По каким причинам военные самолеты нарушают госграницы — разбиралась «Газета.Ru».
«Во время маневра ошибка возможна»
Возможное пересечение российским Су-24 границы Турции, так же как и ситуация с залетевшим в воскресенье на территорию Израиля в районе Голан самолетом РФ, можно классифицировать как примеры ошибок, совершенных из-за особенностей рельефа местности.
«Бывают и технические ошибки, особенно там, где трудная береговая линия, где много островов. Я слышал от летчиков, что с большой высоты они могли путать Кострому и Ярославль, чтобы сделать маневр, — ошибка возможна», — рассказывает ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности Российской академии наук Алексея Фененко, отметив, что инцидент с шестью турецкими истребителями у греческих островов явно не стал причиной подобной ошибки.
Чтобы прояснить ситуацию с «географическими ошибками», «Газета.Ru» обратилась за комментарием к полковнику Анатолию Квочуру, Герою России, заслуженному летчику-испытателю СССР. По его словам, «пересечение границ — явление довольно нередкое».
Ошибиться может сам летчик, пояснил собеседник, как из-за недостаточной подготовленности, так и из-за погодных условий или сложности рельефа местности и конфигурации границ между государствами.
В частности, если говорить о ситуации с атакой на российский Су-24 на границе Сирии и Турции, то погодная обстановка тут ни при чем, но если самолет ВКС РФ и пересек границу, то ошибка произошла из-за особенностей рельефа местности на границе — часть Турции «врезается» в Сирию небольшим аппендиксом.
«Когда я служил в Германии (после окончания Ейского высшего авиационного училища летчиков в 1973 году Квочур поступил на службу в авиационные части ВВС Группы Советских войск в Германии. — «Газета.Ru»), это бывало достаточно часто, потому что Германия маленькая, была разделена на две части. Мы летали по учениям максимально приближенным к боевым — у нас были маршруты выхода на боевой курс, мы бомбили настоящими боеприпасами, все было очень ответственно. Точных навигационных систем тогда не было, и где-то на развороте мы чуть-чуть «промахнули» секунд на двадцать и едва не «чирканули» аппендикс со стороны Западной Германии, завернули как положено, но проскочили километров семь-восемь на развороте. Такое бывает в суматохе», — пояснил летчик.
В географической ошибке российского самолета над Израилем уверен и бывший глава израильской разведки «Натив» Яков Кедми.
«Что касается того российского самолета, который недавно залетел на нашу территорию и углубился туда всего на 2 км, то нам с самого начала было ясно, что это не разведчик, а бомбардировщик или штурмовик, который попал в наше воздушное пространство случайно. Этот произошло в районе Голанских высот, там гористая местность, и шанс заблудиться есть не нулевой», — сказал он «Газете.Ru».
Напомним, главком ВКС РФ Виктор Бондарев заявил, что экипаж сбитого над Турцией самолета выполнил бомбометание по указанной ему цели, расположенной в 5,5 км к югу от границы Турции. После чего должен был вернуться на базу, но был атакован ракетой «воздух-воздух» с F-16 турецких ВВС.
Провокация
По мнению ведущего научного сотрудника Института проблем международной безопасности Российской академии наук Алексея Фененко, пересечение границы греческих островов турецкими ВВС, произошедшего накануне, — яркий пример провокационного хода. «Это может быть плановая провокация, чтобы сорвать или повлиять на политический диалог», — высказал свое мнение Фененко.
В частности, из-за исторической сложности греко-турецких отношений, так и не выясненных в 1974 году после попытки Греции присоединить Кипр, чем вызвала недовольство турецкой стороны. Позже в 1998 году возник очередной дипломатический конфликт — тогда на Кипре хотели разместить закупленные в России зенитные ракетные системы С-300, Турция угрожала уничтожить их позиции, в результате чего ЗРС разместили на греческом Крите.
Как отметил Фененко, пока Турция имела дружеские отношения с Россией, она «пыталась вести себя сдержанно в отношении православных стран, с которыми у России были традиционно хорошие отношения». Но обострившиеся российско-турецкие взаимоотношения могут привести и к развитию проблем вокруг Кипра и греко-турецких отношений в целом. И здесь Турция пытается прощупать, на чью сторону встанут США и НАТО, учитывая, что и Турция, и Греция входят в альянс.
«Турки всегда были обеспокоены, кто для американцев более привилегирован — они или греки. И соответственно, кого поддержат в случае конфликта американцы: их или греков. Поэтому турки пытаются создавать такие провокации, чтобы посмотреть, кто для США важнее как союзник по НАТО», — сказал «Газете.Ru» эксперт.
Тактический маневр может быть совершен и с целью провокации другой страны на ответный удар.
«Таким образом, у вас появится повод для силовых действий или иных враждебных действий. По логике: «ах, вы так?» — тогда получите», — пояснил собеседник.
При этом он отмечает, что в случае, когда Турция сбила российский Су-24, возвращавшийся после выполнения задания по уничтожению объектов террористов в Сирии, обосновав свои действия якобы пересечением границы, понятно, что ни о какой провокации со стороны отстрелявшегося бомбардировщика с пустым боекомплектом быть не могло.
Запугивание или проверка ПВО
Другой причиной для «залета» на чужую территорию может быть «дипломатическая провокация». «Мы вторглись в ваше пространство, и что вы нам сделаете?» — пояснил аналитик Фененко.
В таком случае имеет место и чисто военная составляющая — разведка или
прощупывание системы ПВО противника, насколько она сильна или слаба, может ли своевременно обнаружить нарушителя.
Так, например, в апреле 2015 года Минобороны РФ сообщало об обнаружении средствами ПВО над Балтийским морем «неизвестной воздушной цели, которая уверенно направлялась в сторону российской государственной границы». Цель позже идентифицировали как самолет-разведчик RC-135U ВВС США, летевший с выключенным транспондером (передатчик сигналов). Инцидент был урегулирован.
Как обычно поступают с нарушителем границы
Как пояснил «Газете.Ru» летчик Анатолий Квочур, при любых обстоятельствах нарушения воздушного пространства процедура поведения хозяев территории строго прописана.
«Предусмотрены процедуры перехвата в случае обнаружения. В случае вторжения самолеты-перехватчики подходят, предупреждают, если нет связи, выходят на визуальный контакт — машут крыльями или отстреливают ловушки, в крайнем случае делают предупредительный выстрел из пушки (из ракеты его сделать нельзя, так как она может завернуть «не туда») перед носом, но никак не сбивают без предупреждения», — разъяснил Квочур.
Он снова привел пример времен своей службы в Германии, когда не только советские самолеты могли «задеть» границу, но и немецкие: «Тогда поднимались перехватчики. Я не помню случаев, чтобы кто-нибудь стрелял, это могло означать начало войны», — заключил собеседник «Газеты.Ru».
Кроме того, регулярно поступают сообщения от военных Японии о том, что в связи с пролетом в районе Японского моря самолетов российских ВВС Японии приходится поднимать истребители-перехватчики.
Также беспокойство у стран НАТО вызывают полеты российских военных самолетов над Балтикой: например, в начале 2015 года итальянские истребители Typhoon миссии «Балтийский воздушный патруль» (система дежурства ВВС стран НАТО над территорией Прибалтики. — «Газета.Ru») перехватили над морем российский самолет радиоэлектронной разведки Ил-20. Летом текущего года минобороны Великобритании сообщило о перехвате королевскими ВВС (также входят в «Балтийский патруль») 10 самолетов ВВС России, выполнявших учебный полет.