С начала российской операции в Сирии на авиабазе Хмеймим в Латакии разместились более 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24, более десятка штурмовиков Су-25, несколько новейших бомбардировщиков Су-34, истребители Су-30 для прикрытия работы остальных самолетов и несколько вертолетов. Во вторник один Су-24 был потерян в результате поражения ракетой ВВС Турции, при якобы нарушении турецко-сирийской границы. В результате атаки летчики катапультировались: командира экипажа Олега Пешкова боевики расстреляли прямо в воздухе, штурману Константину Мурахтину удалось спастись.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу на заседании коллегии на следующий день после крушения Су-24 сообщил, что в Сирию в ответ на действия Турции перебросят новые российские зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф».
Уже в четверг, то есть спустя два дня после нападения на российский самолет турецкими ВВС, новый комплекс С-400 был развернут на авиабазе Хмеймим, сообщил находящийся на объекте корреспондент агентства РИА «Новости».
«Поразительный» комплекс «Триумф»
Российскую мобильную многоканальную зенитную ракетную систему С-400 «Триумф» в НАТО называют «Ворчуном» (Growler). Система предназначена для уничтожения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения. На вооружение С-400 принята в 2007 году, хотя разработка подобного комплекса началась еще в Советском Союзе.
«Триумфы» размещены во всех военных округах России, а также прикрывают Москву и Центральный промышленный район – вокруг столицы развернуто четыре полка С-400: в Электростали, Дмитрове, Звенигороде и Подольске.
Комплекс способен обнаруживать цели на расстоянии 400 км. С этого расстояния возможно поражение аэродинамических целей при скорости их полета до 4,8 км/с, к таким относятся крылатые ракеты, самолеты тактической (это, например, истребитель F-16, стрелявший ракетой Sidewinder по российскому Су-24) и стратегической авиации, а также боеголовки баллистических ракет. Ракеты «Триумфа» могут поражать низколетящие цели на высоте от 5 м. Для сравнения: основной конкурент С-400 — американский комплекс Patriot — способен работать по целям на высоте не менее 60 м. Российская система также может использовать несколько типов ракет, то есть одна установка одновременно может выполнять несколько боевых задач.
В состав системы С-400 входит радар раннего обнаружения, а также всевысотный обнаружитель, имеющий возможности работы против крылатых ракет и «невидимок» с технологией стелс. Этот радар может обнаружить цель на максимальной высоте 100 км в любом направлении. Система имеет свободно передвигающиеся по земле пусковые установки на прицепе и командный центр, максимальное расстояние между которым и батальоном при использовании ретрансляторов составляет до 100 км.
Стоимость такой зенитной ракетной системы официально не озвучивается, но когда в 2014 году было объявлено о получении «Триумфом» экспортного паспорта, замглавы концерна ПВО «Алмаз-Антей», производящего ЗРС, Вячеслав Дзиркалн сообщил, что «позволить себе закупать такие системы могут только страны с развитой экономикой и хорошими финансовыми возможностями».
Первым зарубежным заказчиком С-400 стал Китай, о продаже в КНР этой системы стало известно в 2015 году.
О своих намерениях приобрести систему заявляет также Индия. Но первой зарубежной страной, где «Триумф» может показать себя в реальном бою, стала Сирия.
«Мы впервые за рубежом его разместили, хотя уже несколько лет он серийно поставляется по несколько дивизионов в год в российскую армию и широко применялся на крупных оперативно-тактических учениях, как, например, «Центр-2015» в этом году. Возможности этого комплекса весьма велики, грубо говоря, мы сможем с помощью его РЛС видеть все воздушные цели в радиусе порядка 500 км, если он будет размещен в Хмеймиме, то есть мы сможем видеть территорию Турции на 250–350 км в зависимости от рельефа местности», — пояснил «Газете.Ru» член экспертного совета при Военно-промышленной комиссии, военный эксперт Виктор Мураховский, подчеркнув, что
больше чем один дивизион этой системы размещать в Сирии смысла не имеет, так как он перекроет все граничащие с Турцией сирийские провинции — Латакию, Идлиб и Алеппо.
Он отметил также наличие у этого комплекса ракеты с досягаемостью 300 км в зависимости от типа и высоты цели. Этого, по его словам, вполне достаточно, чтобы достать на 150 км в глубь территории Турции. Эксперт пояснил, что размещением С-400 на базе Хмеймим не стоит пренебрегать турецкой стороне, так как предупреждение это «весьма серьезное».
«Как я понимаю, Турция сама сейчас поставила такие условия, что если кто-то на три секунды залетел в чужое пространство, уже дано право сбивать. Это будет предупреждение, чтобы не зарывались. Так что лучше им (Турции) не залетать в воздушное пространство Сирии», — добавил специалист.
Не шутка, а контроль над деятельностью ВВС Турции
Эксперт в области противовоздушной обороны Центра военно-политических исследований МГИМО (У) МИД РФ Владимир Коровин считает, что размещение С-400 в Латакии — это «исчерпывающее на сегодняшний момент решение задачи, которая встала там перед российскими ВКС».
«Такими вещами государство не шутит, — сказал «Газете.Ru» Коровин. — Поэтому для Турции получается достаточно неприятная ситуация: радиолокационная система видит на несколько сотен километров, а так как С-400 будет находиться на границе с Турцией, то вся военно-воздушная ее деятельность сегодня будет находиться под контролем России».
Коровин напомнил, что российские системы ПВО «пугают» Турцию не в первый раз. Так, Греция в середине 90-х планировала разместить комплексы С-300 на Кипре, тогда Турция выступала решительно против этого, угрожая бомбардировками позиций комплексов. История закончилась тем, что приобретенные у России С-300 греки разместили на другом острове – Крите.
«Можно обратиться к сюжету 20-летней давности, когда Турция в течение двух лет паниковала по всем каналам. Сегодня эта ситуация для турок сводится практически к тому же», — отметил собеседник.
С-400 может остаться в Сирии
По оценкам экспертов, система С-400 хорошо себя зарекомендовала в рамках испытаний и учений и является современным и эффективным средством ПВО.
«С-400 себя зарекомендовал во время испытаний по самой высшей оценке. Конечно, нет таких комплексов, которые работают безотказно, это касается и Patriot, и французских комплексов. Этот комплекс по показателям эффективности и надежности вполне соответствует тому, что должно использоваться сегодня», — отмечает Коровин.
«Получается так, что этот комплекс будет демонстрировать всему миру, что может означать его появление в подобных горячих точках. Это отличная реклама», — добавил Коровин.
Виктор Мураховский же считает, что в случае «триумфа» операции против ИГ (организация запрещена в России) в Сирии российский С-400 может остаться в этой стране — например, взамен С-300, контракт на поставку которого заморожен:
«Я думаю, что вполне этот комплекс может «вдруг» остаться в Сирии «на память». Это, конечно, будет зависеть от хода боевых действий против ИГ (организация, запрещенная в России)», — говорит эксперт.
Сами чиновники пока подобные предположения опровергают. «Этот комплекс будет возвращен, ни о каких продажах пока не думал, таких планов пока нет», - заявил в четверг помощник президента по вопросам ВТС Влалимир Кожин
По словам Мураховского, стоит также ожидать, что группировка РФ в Сирии может пополниться зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь», предназначенным для прикрытия объектов и комплексов ПВО большой дальности.
«Очевидно, если их там еще нет, то они там будут. Потому что на дивизион таких ЗРК С-400 идет батарея ЗРПК «Панцирь» для прикрытия самих позиций дивизиона», — сказал Мураховский.
На фотографиях с места событий, проанализированных «Газетой.Ru», ЗРПК «Панцирь» в составе развертываемой в Сирии системы уже присутствует.