Первый заместитель председателя правительства Дмитрий Медведев в последнее время ассоциировался в основном с национальными проектами, а ответственным за реальную экономику стал другой первый вице- и еще один возможный преемник, Иванов. Но вот Медведев решил напомнить, что он тоже влиятельная экономическая фигура. Он заявил, что поддерживает идею обмена акциями оптовых и территориальных генерирующих компаний (ОГК и ТГК) между миноритариями РАО ЕЭС и государством еще до полной реорганизации энергохолдинга. Эту схему одобрили на пятничном совещании глава Минэкономразвития Герман Греф и руководители «Газпрома» и РАО «ЕЭС России» Алексей Миллер и Анатолий Чубайс.
Это соглашение вносит в реформу РАО ЕЭС весьма важные коррективы.
По предыдущему варианту реорганизации, доли энергохолдинга в ОГК и ТГК и ОАО «Федеральная сетевая компания» (ФСК) должны были быть распределены между акционерами РАО ЕЭС пропорционально их пакетам акций. То есть после исчезновения РАО его акционеры стали бы обладателями акций его бывших дочерних компаний в соответствии с теми долями, которые они имели в самом РАО. Вдобавок энергохолдинг предлагал условно поделить пакеты акций целевых компаний, выделяемых из него, на две группы: государственная доля (52%) и миноритарная (48%). Миноритарные доли в ФСК, ОГК и ТГК должны были быть выделены в отдельные условные холдинги (всего 19, по числу генерирующих компаний), которые затем будут присоединены к соответствующим 19 компаниям. Государственная же доля в генерации и в ФСК должна была быть слита в отдельный условный госхолдинг, который затем присоединялся к ФСК и ГидроОГК. Таким образом, государство напрямую получало около 75–80% акций ФСК и 50% ГидроОГК, а они обладали бы пакетами в 13–40% акций теплоОГК и ТГК, которые впоследствии должны были продать.
Государство за счет этого сохранило бы законный контроль в сетях и гидрогенерации и распрощалась бы с тепловыми станциями.
Эту схему первоначально и одобрили в РАО, однако «Газпром» оказался ей недоволен: газовый гигант хотел перераспределить акции генерирующих компаний в ходе заключительного этапа реформы, а не докупать потом интересующие его бумаги на рынке или у ФСК.
В угоду «Газпрому» в сложную схему реорганизации внесли еще одно изменение: было принято решение создать еще до полного «распада» РАО специальный миноритарный холдинг, в рамках которого миноритарии смогут обмениваться своими активами в РАО.
За счет такого обмена газовый монополист должен получить интересующие его целевые активы в дочерних генерирующих компаниях холдинга, а государство — увеличить свои доли в других активах, в том числе в ФСК и ГидроОГК.
Одобрение такой коррективы Дмитрием Медведевым сразу добавило очков РАО ЕЭС: на ММВБ в пятницу обыкновенные акции РАО выросли. «В целом эта схема позитивна для акций РАО, поскольку создает дополнительный фактор для укрепления «стратегов» в генерации», — объясняет аналитик «Финама» Семен Бирг, — это дополнительный стимул для увеличения стоимости энергетических компаний, чего сейчас активно добивается Чубайс».
Однако в Кремле озаботились совсем не интересами главы РАО. В первую очередь новая модель играет на руку российскому газовому монополисту: благодаря ей после исчезновения энергохолдинга «Газпром» без проблем сможет стать владельцем значительной части российской генерации. «Доля «Газпрома» сейчас такова, что другие миноритарии вряд ли смогут составить ему конкуренцию, — уверен эксперт ВТБ-24 Станислав Клещев, — именно газовый концерн получит благодаря такому обмену интересующие его пакеты, у остальных акционеров РАО просто не хватит на это их долей».
Сейчас у «Газпрома» в РАО 10,5% акций, что составляет около $6 млрд, доля принадлежащего Михаилу Прохорову и Владимиру Потанину «Норникеля» в энергохолдинге — 3, 5% (около $2млрд), 3% в РАО имеет СУАЛ Виктора Вексельберга, еще 2% владеет Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), ряд акционеров также имеют пакеты менее 1%. Государство пока сохраняет за собой контрольный пакет в 52%. С государством, по мнению Клещева, в первую очередь и будет меняться своими пакетами в сетях и гидроэнергетике «Газпром». Газовый гигант, считает Семен Бирг, будет добиваться контроля над ТГК-1, ТГК-5, ТГК-7, ОГК-5 и ОГК-4 и, весьма вероятно, не оставит без внимания и «Интер РАО ЕЭС» с ее зарубежными активами. У других крупных миноритариев тоже есть свои интересы: СУЭК засматривается на ТГК-11, ТГК-12, ТГК-13, ТГК-14 и Дальневосточную энергетическую компанию, «Норникелю» могут оказаться нужны ТГК-1, ОГК-6, ТГК-13, а СУАЛу — ТГК-5, ТГК-6, ТГК-9. «Однако у более мелких, чем «Газпром», акционеров свободы действий куда меньше, — резюмирует эксперт «Финама». — Например, газовому гиганту для получения контроля над ТГК-1 достаточно потратить всего 3% от своей доли в РАО».
Механизм таких манипуляций и расчет стоимости тех или иных обмениваемых активов пока не ясны: либо они будут оцениваться исходя из средневзвешенной капитализации, либо независимыми оценщиками.
Однако уже понятно, что схема будет предполагать непрозрачные двусторонние договоренности, где решать, «что почем» будут только крупные игроки.
«Внесение такого изменения не совсем правильно и несправедливо по отношению к более мелким миноритариям, — полагает Станислав Клещев, — после полной реорганизации РАО окажется, что все уже поделили без их участия».