После того как сказки Люка Бессона «Артур и минипуты» и «Артур и запретный город» стали одной из самых громких премьер Московской международной книжной ярмарки, впечатление о новой литературной моде сложилось окончательно: «Звезды впадают в детство».
После мировой «поттеромании» маргинальный жанр, когда-то именуемый у нас «повестью-сказкой», попал в хит-парады и победные отчеты отдела сбыта. А уж связка «повесть-сказка от звезды» и вовсе гарантирует от зависания книжек на складе. Остается только удивляться, как это наши издательства еще не анонсируют серию «Владимир Жириновский – детям» и почему до сих пор не усадили за компьютер временно бездельничающего Филиппа Киркорова.
Ведь рецепт создания подобного бестселлера особых изысков не требует. Звезде вовсе не обязательно обладать фантазией и мастерством Ролинг или Пулмана: в подобных текстах значение имеет только имя на обложке, остальное – как получится. Мадонна вот вообще пишет даже не сочинения, а изложения, пересказывая своими словами хасидские притчи.
Бессон, конечно, не Мадонна, он одних сценариев написал на несколько томов будущего ПСС. И вообще, в одном из недавних интервью заявил, что снимет еще два фильма, а потом будет заниматься только литературой, разве что будет иногда шить, то есть продюсировать. Тем не менее сюжетную завязку его сказок не назовешь оригинальной: мальчик Артур, отдыхающий на каникулах у бабушки, волею судеб и собственного любопытства уменьшается до размера в два миллиметра и переживает бурные приключения «на участке газона, который забыли выкосить».
Все эти драки с пауками, в одночасье ставшими ростом с мамонта, и лодки из ореховой скорлупы писатели успешно эксплуатируют со времен Джонатана Свифта, заставлявшего своего Гулливера фехтовать с осой.
Бессон, однако, и не Свифт тоже – социальная сатира его интересует меньше всего. Не привлекают его и интересы Яна Ларри, который в своих «Приключениях Карика и Вали» мастерски скармливал юным читателям под сказочным гарниром базовые знания о ботанике и энтомологии. Бессону главное, чтобы было интересно, поэтому в ход идут шифровки от дедушки, долгие годы прожившего в Африке, раскинувшиеся в бабушкином саду Семь Континентов, на которых живет сказочный народ минипутов, легенда о короле Артуре (первым делом уменьшившийся мальчик извлекает из камня волшебный меч) и т. п. Пошлые комары и сороконожки скоро перестают удовлетворять буйную фантазию автора «Пятого элемента», и он срочно набивает сказку всякими фантастическими существами вроде чулкодлинов-пушер, славящихся ценной шерстью, спаржепыхами, напоминающими кузнечиков с ногами фламинго, но разумными и в очках, и прочими шитокрытами.
Заодно утрачивается и всякое правдоподобие, которого Бессон поначалу хотя бы формально придерживался. И вот уже создания ростом в два миллиметра смачно откусывают от яблока, которое держат в руке, а крот убегает по соломинке для коктейля. Какая, собственно, разница! Как говорит сам Бессон: «Дети – удивительные существа. Для них лягушка, скачущая на лошади, абсолютно естественна».
Жаб на жеребце в книге нет, зато есть драки в барах, донельзя похожих на салуны Дикого Запада, гонки на игрушечных автомобилях a la «Формула-1», грецкие орехи в качестве авиалайнеров, заначенный дедушкой клад из рубинов, и главный злодей, Ужасный У, чья внешность и судьба – явный книксен Бессона в сторону Дарта Вейдера из «Звездных войн».
Все это выглядит вполне уместно просто потому, что приключения Артура – скорее литературный сценарий, чем нормальная детская книжка: «Сделав несколько шагов, бабушка обнаруживает спящего на полу Артура. Лицо мальчика скрыто африканской маской, отчего храп звучит гулко и глухо». Абсолютно ясно, что грядет экранизация. Сообщения о том, что Бессон, давно забросивший режиссуру и выступающий лишь в качестве продюсера и сценариста, возвращается в кино и будет делать фильм по своей сказке, появились еще в 2002 году. Позже, правда, утверждалось, что создатель Никиты и Леона-киллера, как обычно, оставил за собой руководящую и направляющую роль, а режиссером стал Патрис Гарсия, художник «Пятого элемента», чьей жене, Селине Гарсия, принадлежит идея книги. Так или иначе, все вопросы скоро разрешатся – выход одного из самых масштабных французских кинопроектов планировался на конец 2004-го — начало 2005 года.
Л. Бессон. Артур и минипуты. М.: «Махаон», 2004.
Л. Бессон. Артур и Запретный город. М.: «Махаон», 2004.