Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Бессон-шитокрыт

Создатель «Пятого элемента» вслед за Мадонной сочинил пару детских книжек и, воспользовавшись оказией, сразу приступил к их экранизации – скоро разумные кузнечики в очках и свирепые пауки поползут с книжных полок на экраны.

После того как сказки Люка Бессона «Артур и минипуты» и «Артур и запретный город» стали одной из самых громких премьер Московской международной книжной ярмарки, впечатление о новой литературной моде сложилось окончательно: «Звезды впадают в детство».

После мировой «поттеромании» маргинальный жанр, когда-то именуемый у нас «повестью-сказкой», попал в хит-парады и победные отчеты отдела сбыта. А уж связка «повесть-сказка от звезды» и вовсе гарантирует от зависания книжек на складе. Остается только удивляться, как это наши издательства еще не анонсируют серию «Владимир Жириновский – детям» и почему до сих пор не усадили за компьютер временно бездельничающего Филиппа Киркорова.

Ведь рецепт создания подобного бестселлера особых изысков не требует. Звезде вовсе не обязательно обладать фантазией и мастерством Ролинг или Пулмана: в подобных текстах значение имеет только имя на обложке, остальное – как получится. Мадонна вот вообще пишет даже не сочинения, а изложения, пересказывая своими словами хасидские притчи.

Бессон, конечно, не Мадонна, он одних сценариев написал на несколько томов будущего ПСС. И вообще, в одном из недавних интервью заявил, что снимет еще два фильма, а потом будет заниматься только литературой, разве что будет иногда шить, то есть продюсировать. Тем не менее сюжетную завязку его сказок не назовешь оригинальной: мальчик Артур, отдыхающий на каникулах у бабушки, волею судеб и собственного любопытства уменьшается до размера в два миллиметра и переживает бурные приключения «на участке газона, который забыли выкосить».

Все эти драки с пауками, в одночасье ставшими ростом с мамонта, и лодки из ореховой скорлупы писатели успешно эксплуатируют со времен Джонатана Свифта, заставлявшего своего Гулливера фехтовать с осой.

Бессон, однако, и не Свифт тоже – социальная сатира его интересует меньше всего. Не привлекают его и интересы Яна Ларри, который в своих «Приключениях Карика и Вали» мастерски скармливал юным читателям под сказочным гарниром базовые знания о ботанике и энтомологии. Бессону главное, чтобы было интересно, поэтому в ход идут шифровки от дедушки, долгие годы прожившего в Африке, раскинувшиеся в бабушкином саду Семь Континентов, на которых живет сказочный народ минипутов, легенда о короле Артуре (первым делом уменьшившийся мальчик извлекает из камня волшебный меч) и т. п. Пошлые комары и сороконожки скоро перестают удовлетворять буйную фантазию автора «Пятого элемента», и он срочно набивает сказку всякими фантастическими существами вроде чулкодлинов-пушер, славящихся ценной шерстью, спаржепыхами, напоминающими кузнечиков с ногами фламинго, но разумными и в очках, и прочими шитокрытами.

Заодно утрачивается и всякое правдоподобие, которого Бессон поначалу хотя бы формально придерживался. И вот уже создания ростом в два миллиметра смачно откусывают от яблока, которое держат в руке, а крот убегает по соломинке для коктейля. Какая, собственно, разница! Как говорит сам Бессон: «Дети – удивительные существа. Для них лягушка, скачущая на лошади, абсолютно естественна».

Жаб на жеребце в книге нет, зато есть драки в барах, донельзя похожих на салуны Дикого Запада, гонки на игрушечных автомобилях a la «Формула-1», грецкие орехи в качестве авиалайнеров, заначенный дедушкой клад из рубинов, и главный злодей, Ужасный У, чья внешность и судьба – явный книксен Бессона в сторону Дарта Вейдера из «Звездных войн».

Все это выглядит вполне уместно просто потому, что приключения Артура – скорее литературный сценарий, чем нормальная детская книжка: «Сделав несколько шагов, бабушка обнаруживает спящего на полу Артура. Лицо мальчика скрыто африканской маской, отчего храп звучит гулко и глухо». Абсолютно ясно, что грядет экранизация. Сообщения о том, что Бессон, давно забросивший режиссуру и выступающий лишь в качестве продюсера и сценариста, возвращается в кино и будет делать фильм по своей сказке, появились еще в 2002 году. Позже, правда, утверждалось, что создатель Никиты и Леона-киллера, как обычно, оставил за собой руководящую и направляющую роль, а режиссером стал Патрис Гарсия, художник «Пятого элемента», чьей жене, Селине Гарсия, принадлежит идея книги. Так или иначе, все вопросы скоро разрешатся – выход одного из самых масштабных французских кинопроектов планировался на конец 2004-го — начало 2005 года.

Л. Бессон. Артур и минипуты. М.: «Махаон», 2004.

Л. Бессон. Артур и Запретный город. М.: «Махаон», 2004.

Новости и материалы
Неандертальцы могли освоить огонь 270 тысяч лет назад, выяснили ученые
Препарат от депрессии подходит для лечения аутизма, выяснили ученые
Зеленский зажег подаренные президентом Аргентины свечи
Дуа Липа провела рождественские праздники с возлюбленным
Омбудсмен подтвердила российское гражданство девочки, пострадавшей в Актау
Санкции ЕС привели к к неожиданным последствиям для россиян
Объявивший о легализации многоженства муфтий назвал Деда Мороза вымышленным персонажем
Жилая зона Курахово освобождена от ВСУ
Ученые раскрыли неожиданные роли дофамина и серотонина в мозге
В Совфеде допустили, что решение по Украине примут без ее участия
Ротенберг установил уникальное достижение
В Норвегии полностью остановили движение поездов
Россиянин дважды избил отца из-за конфликта во время застолья
Жена Джейсона Стетхэма показала редкие фото детей на вилле в Лондоне
Во Льгове восстановили подачу газа и электричества после обстрела ВСУ
Тренировки по выходным оказались полезнее регулярных упражнений для психики
Максим Галкин записал обращение на иврите
ФАС проверит влияние логистики перевозок на стоимость продуктов
Все новости